ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Турецкая Республика – унитарное государство со смешанной формой правления (в нем сочетаются элементы как парламентарной, так и президентской республики). Действует конституция, принятая в 1982.
Действующая конституция представляет собой третий основной закон, принятый за время существования республики. Первая конституция 1924 провозглашала, что «суверенитет принадлежит народу» и создавала такую структуру управления, при которой почти вся власть была сосредоточена в руках однопалатного законодательного органа – Великого национального собрания.
Депутаты Великого национального собрания получали от электората полномочия на четырехлетний период и сами на тот же срок избирали президента, который как глава государства, в свою очередь, назначал премьер-министра и правительство. Конституция провозглашала независимость судебной системы и гарантировала права и свободы граждан. Новая конституция, одобренная на всенародном референдуме 9 июля 1961, содержала несколько важных поправок. Были расширены основные права и свободы граждан, включая свободу убеждений, печати и публичных выступлений и гарантии равенства для немусульман. Парламент теперь состоял из двух палат: Сената и Национальной палаты, которая могла преодолеть вето Сената 2/3 депутатских мандатов. Президент избирался сроком на 7 лет 2/3 голосов обеих палат; после избрания он был обязан покинуть ряды своей партии и оставаться вне политики.
В 1971 в конституцию 1961 были внесены поправки, ограничивавшие политические свободы и права граждан. Конституция 1982 вступила в действие после ее принятия на общенародном референдуме в ноябре того же года.
Действующая конституция 1982 состоит из преамбулы и семи частей. В преамбуле и первой части конституции (ст. 1–11) провозглашаются основные принципы государственного устройства страны: республиканская форма правления, объявление республики демократическим, светским, социально-правовым государством, принадлежность суверенитета нации, верховенство конституции, независимость законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга. Вторая часть (ст. 12–74) посвящена личным, социально-экономическим и политическим правам граждан, а также гарантиям этих прав. В третьей части (ст. 75–160) регламентируется компетенция законодательной, исполнительной и судебной властей, определяется порядок избрания органов власти – парламента, президента и совета министров; излагаются нормы, касающиеся введения чрезвычайного положения и состояния войны, формирования органов местного самоуправления. В четвертой части (ст. 161–173) освещаются финансовые и экономические вопросы. В пятой части (ст. 174) перечисляются законы, которые были приняты в 1924–1934 с целью закрепления светского характера государства. В шестой части зафиксированы временные положения, устанавливающие порядок перехода от временного военного режима к представительной демократии. Седьмая часть (ст. 175–177) содержит заключительные статьи, устанавливающие порядок изменения Конституции, а также условия вступления в силу основного закона.
Конституция Турецкой республики включает статьи и положения, которые не могут быть изменены и по которым запрещено выдвигать законодательные инициативы. К числу таковых относятся положения о том, что:
Турецкое государство является республикой;
Турецкая Республика является демократическим, светским и социально-правовым государством;
Турецкое государство, страна и нация – единое неделимое целое;
Положения о национальном флаге, гимне и столице – Анкаре.
Все прочие статьи конституции могут быть изменены, если поправка будет принята большинством в три пятых голосов парламентариев, поданных в ходе тайного голосования.
По состоянию на 2004 в конституцию 1982 поправки вносились 9 раз. Основная их часть направлена на обеспечение основных прав и свобод граждан, на совершенствование демократической системы в Турции в русле унификации с правовыми системами Западной Европы, основывающимися на Европейской Конвенции о правах человека.
В октябре 2001 парламент внес поправки, которые осложнили процесс роспуска политических партий; ограничили срок содержания под стражей задержанных и арестованных лиц; расширили права граждан в сфере свободы мысли, слова, вероисповедания. Вход в жилища граждан, обыск и конфискация имущества отныне допускаются лишь на основе ордера; отменена смертная казнь за исключением преступлений, связанных с терроризмом или совершенных в условиях войны; за гражданами признано право создания ассоциаций, на проведение собраний и митингов, право на справедливый суд; за иностранными гражданами признано право на подачу обращений в судебные инстанции на основе принципа взаимности.
В мае 2004 в конституцию были внесены поправки, в соответствии с которыми принцип равноправия между мужчиной и женщиной стал конституционным, а государство приняло на себя обязательство гарантировать его соблюдение; в целях обеспечения свободы прессы было внесено положение, запрещающее конфискацию имущества и закрытие издательских домов по обвинению в том, что они стали орудием преступления; в случае несоответствия национального законодательства по вопросам прав человека положениям международных договоров признавался приоритет последних; генеральный штаб лишился права на избрание одного члена Совета высшего образования. Отмена смертной казни повлекла отмену статьи конституции «Суды государственной безопасности», которые являлись инстанцией, приговаривавшей к высшей мере наказания.
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Законодательная функция в Турции принадлежит однопалатному парламенту (меджлису) – Великому национальному собранию Турции (ВНСТ) из 550 депутатов.
Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом министров.
Глава государства – президент республики. Согласно конституции он олицетворяет собой единство и неделимость страны и нации. Президент наделен широкими полномочиями в области исполнительной, законодательной и судебной власти.
В законодательной области он наделен полномочиями созывать на внеочередное заседание меджлис, распускать его и назначать новые всеобщие выборы, утверждать принятые парламентом законопроекты и публиковать их, а при необходимости возвращать их на доработку в меджлис, выносить на референдум законопроекты, связанные с внесением поправок в конституцию, обращаться в конституционный суд с требованием пересмотра законов и постановлений, если они противоречат конституции.
В области исполнительной власти президент имеет следующие полномочия: назначает премьер-министра и принимает его отставку, по представлению премьера назначает министров, направляет турецких послов в иностранные государства и принимает представителей иностранных государств, аккредитованных в Турции, утверждает международные договора и соглашения, утверждает постановления правительства, объявляет амнистию некоторым категориям заключенных, назначает начальника генерального штаба, членов Совета государственного контроля.
В области судебной власти полномочия президента ограничены назначением членов судов высшей инстанции и генерального прокурора республики.
Конституция Турции предусматривает создание при президенте учреждений, фактически не ответственных перед законодательной и исполнительной властями: Совета национальной безопасности (СНБ) и Совета государственного контроля (СГК).
В состав СНБ, возглавляемого президентом, до недавнего времени входили премьер-министр, начальник генерального штаба, министры национальной обороны, внутренних и иностранных дел, командующие различными видами войск. Рекомендации СНБ по вопросам, связанным с национальной безопасностью, угрозой целостности и неделимости страны и охраной правопорядка, направляются правительству, которое уделяет им приоритетное внимание.
В свете принятых в октябре 2001 конституционных поправок, направленных на предотвращение практики неконституционного вмешательства военных в жизнь общества, была расширен гражданский состав СНБ: в него вошли три заместителя премьер-министра и министр юстиции. Помимо этого, более строго был очерчен круг его полномочий.
Состав СГК подбирается и назначается президентом. Глава государства использует этот орган для контроля за деятельностью важнейших звеньев государственного аппарата. Кроме того, по поручению президента СГК осуществляет контроль и проверку организаций, учреждений и предприятий со смешанным государственным и частным капиталом, профессиональных общественных организаций, профсоюзов и др.
По сложившейся традиции президент назначает лидера победившей на выборах партии премьер-министром, а рекомендуемых последним лиц – министрами. Конституция Турции не предоставляет Совету министров права самостоятельно издавать нормативные акты. Однако ограниченность его прав является лишь кажущейся, так как правительство инициирует издание множества постановлений по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики, которые подписываются президентом и соответствующими министрами.
К органам исполнительной власти приравнены Совет высших учебных заведений, профессиональные организации, имеющие государственный статус, и некоторые другие государственные организации и учреждения.
ВЫБОРЫ В ВЕЛИКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТУРЦИИ.
В настоящее время избирательное право в Турции регулируется ныне действующей конституцией, принятой в 1982, а также законом о выборах от 10 июня 1983. Избирательная система включает в себя элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем подсчета голосов. Сочетание этих элементов подобрано таким образом, чтобы создать наибольшие преимущества для крупных политических партий, что должно содействовать формированию однопартийных правительств, обеспечивая тем самым стабильность турецкой политической системы.
Согласно конституции 1982 выборы являются свободными, прямыми, равными, тайными, одноступенчатыми, всеобщими, при открытом подсчете и учете голосов и проводятся под судебным надзором и руководством (ст. 67). Турецкие граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, имеют право избирать и участвовать во всенародных референдумах. Голосовать на всеобщих выборах не могут солдаты и унтер-офицеры действительной службы, военные курсанты, арестованные и осужденные, содержащиеся в местах заключения. Для депутатов предусмотрен более высокий возрастной ценз, чем для избирателей – 30 лет.
Выборы в Великое национальное собрание Турции (ВНСТ) проводятся один раз в пять лет. В случае, если в парламенте освобождаются депутатские места, могут проводиться промежуточные выборы. Выборы в Турции проводятся под общим руководством и контролем Высшей избирательной комиссии. По всем вопросам выборов, по жалобам и протестам решения Высшей избирательной комиссии – окончательные и обжалованию не подлежат.
Закон о выборах от 10 июня 1983 ввел в избирательную систему два дополнительных барьера. Первый из них – «общий барьер» – состоит в том, что политическая партия, не набравшая на выборах 10% всех действительных голосов по всей стране, не получает депутатских мандатов (даже если она одержала победу в одном или нескольких округах). Второй «барьер» действует внутри каждого избирательного округа. Все поданные в данном округе действительные голоса делятся на число депутатских мандатов, установленное для этого округа, полученное количество становится «барьером» (ст. 33, 34).
Среди политических деятелей Турции, которые наиболее длительное время находились на посту премьер-министра, следует назвать И.Иненю, С.Демиреля, А.Мендереса, Б.Эджевита, Т.Озала. При этом И.Иненю, Т.Озал и С.Демирель впоследствии занимали пост президента республики.
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ.
Президент республики избирается двумя третями голосов полного состава членов Великого Национального Собрания Турции путем тайного голосования на семь лет без права повторного переизбрания. Президент может быть избран и не из числа депутатов, для этого необходимо письменное согласие 1/5 депутатского корпуса. Кандидат в президенты должен быть не моложе сорока лет, иметь высшее образование и обладать правом быть избранным в парламент. Конституция предписывает, что президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к партийному составу парламента.
Выборы президента начинаются за тридцать дней до истечения срока его полномочий либо спустя десять дней после освобождения поста президента и завершаются в течение тридцати дней с даты начала выборов. Если в ходе двух первых туров голосования не удается обеспечить большинство голосов в две трети полного состава членов, проводится третье голосование. Избранным на пост президента считается кандидат, получивший в третьем туре голосования абсолютное большинство голосов. Если и в этом туре такого большинства не удается достигнуть, назначается четвертый тур; если и в этом туре кандидат в президенты не наберет абсолютного большинства голосов, то в этом случае «несговорчивый» парламент распускается и проводятся новые выборы в ВНСТ (статья 102).
В 2007 состоялся референдум о возможности прямых выборов президента путем всенародного голосования. В 2012 Закон о президентских выборах был одобрен парламентом.
МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
В административно-территориальном отношении Турция делится на 81 иль (провинцию): Адана, Адияман, Афьен, Агры, Аксарай, Амасья, Анкара, Анталья, Ардахан, Артвин, Айдын, Балыкесир, Бартын, Батман, Байбурт, Биледжик, Бингель, Битлис, Болу, Бурдур, Бурса, Ван, Газиантеп, Гиресун, Гюмюшхане, Денизли, Диярбакыр, Дюздже, Зонгулдак, Ичель, Игдир, Испарта, Истанбул, Измир, Йозгат, Кахраманмараш, Карабюк, Караман, Карс, Кастамону, Кайсери, Килис, Кырыккале, Кыркларели, Киршехир, Каджаэли, Конья, Кютахья, Малатья, Маниса, Мардин, Мугла, Муш, Невшехир, Нигдэ, Орду, Османийе, Ризе, Сакрья, Самсун, Сиирт, Синоп, Шанлы, Урфа, Ширнак, Сивас, Текирдаг, Токат, Трабзон, Тунджели, Ушак, Хаккари, Хатай, Чанаккале, Чанкыры, Эдирне, Элязыг, Эрзинджан, Эрзурум, Эскишехир, Ялова.
В российской туркологической литературе система местной администрации оценивается как построенная на началах бюрократического централизма и строгой иерархии. В качестве аргумента приводится, например, тот факт, что полнота власти в иле принадлежит вали (губернатору). Его кандидатура выдвигается министерством внутренних дел, а назначается решением Совета министров и утверждается президентом. В число основных функций вали входит проведение политической линии государства, выполнение постановлений и решений правительства.
Турецкие источники утверждают, что в стране принята «не модель унитарного государства с централизованной единой структурой, а модель унитарного государства, опирающегося на местные администрации». В качестве аргумента используется тот факт, что деятельность администрации, представляющей центральные исполнительные органы на местах, дополняется деятельностью общественной администрации – Генерального совета (местного парламента), Постоянной комиссии совета и вали. Члены Генерального совета избираются населением. В крупных городах избираются муниципалитеты, возглавляемые мэром.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
С 1961 и вплоть до прихода к власти военных в 1980 на политической сцене Турции доминировали Народно-республиканская партия (НРП) и Партия справедливости. НРП была основана в 1923 Мустафой Кемалем. Она находилась у власти в Турции до 1950 и придерживалась политики секуляризма и широкого государственного участия в развитии экономики (этатизма). Партия справедливости состояла в основном из бывших членов Демократической партии, которая правила страной с 1950 по 1960. Как считается, в период ее правления в Турции была предпринята первая попытка либерализации экономики – уменьшения степени государственного контроля над развитием внешней торговли, более активного привлечения иностранного капитала. По существу экономическая политика партии была сведена к форсированию темпов роста за счет более масштабного использования внешних источников финансирования, что привело Турцию к долговому кризису.
НРП и ПС пользовались примерно равным влиянием, а большинство сформированных ими правительств были коалиционными. Их устойчивость существенно снизилась во второй половине 70-х годов на фоне ухудшения экономической ситуации и разгула экстремизма в Турции.
Военный режим, пришедший к власти в 1980, запретил все политические партии и наложил запрет на участие их лидеров и бывших депутатов парламента в какой-либо политической деятельности. В 1983, во время подготовки к ноябрьским выборам в Великое национальное собрание, было разрешено создать три новые партии. Однако военные сохранили контроль над выборами. Из избирательной кампании были исключены авторитетные левая Социал-демократическая партия (СОДЕП) и правая Партия верного пути (ПВП) под предлогом, что они стали преемницами запрещенных Народно-республиканской партии и Партии справедливости.
В итоге на парламентских выборах 1983 соперничали лишь три партии: Национал-демократическая партия (НДП), получившая поддержку военных, умеренно-левая Народническая партия (НП) и консервативная, ориентированная на частное предпринимательство Партия отечества (ПО). По итогам голосования НДП оказалась на третьем месте, а абсолютное большинство мест в Великом национальном собрании получила ПО. Программа ПО декларировала, что партия является «националистической, консервативной, берущей за основу экономику свободного рынка, базирующуюся на конкуренции». Программа ПО выступала против предпринимательской деятельности государства в обрабатывающей промышленности, указывая на необходимость ее ограничения инфраструктурой и такими отраслями, как горнодобывающая и энергетика. Программа декларировала необходимость комплекса мероприятий в интересах мелких предпринимателей. В сфере внешней политики подчеркивалась принадлежность Турции в политическом, военном и экономическом планах к «западному миру». В целом установки партии были направлены на объединение под ее крышей как можно большего числа избирателей с достаточно разными интересами и устремлениями. Лидер ПО Тургут Озал, экономист, который находился на посту заместителя премьер-министра по экономике в течение первых 21 месяцев правления военных, возглавил в декабре 1983 правительство страны.
Местные выборы, проведенные в 1984, в которых участвовали также СОДЕП и ПВП, продемонстрировали относительное увеличение влияния основных партий. ПО подтвердила свое положение ведущей политической силы в Турции, существенно оторвавшись от СОДЕП. Напротив, ПВП, НП и НДП выступили слабо. На местных выборах 1989 убедительную победу одержали Социал-демократическая народническая партия (СДНП – создана в 1985 в результате слияния СОДЕП и НП) и ПВП.
В 1989 пост президента занял Тургут Озал. На выборах в Великое национальное собрание в 1991 ПО утратила свои позиции. В результате было сформировано коалиционное правительство из представителей ПВП и СДНП, а премьер-министром стал лидер ПВП Сулейман Демирель. В программе ПВП излагалась ее концепция «верного пути». Она включала такие положения как поддержка правового государства, демократического парламентского строя, национальных духовных и исторических ценностей. Целью партии объявлялось обеспечение экономического подъема, «распространение благосостояния на низшие слои населения», ПВП выступала за экономическую систему, в рамках которой государство должно было поддерживать производство и основными законами которой являлись бы законы свободного рынка и конкуренции. В апреле 1993 после смерти Озала С.Демирель был избран президентом. Его преемником на посту председателя Партии верного пути стала Тансу Чиллер – первая женщина-премьер Турции.
На выборах в декабре 1995 относительное большинство мест в Великом национальном собрании получила происламская Партия благоденствия. Основными целями партии провозглашались верховенство национальной воли, свобода мысли, религии, совести, национальное единство, развитие на основе взаимной выгоды отношений со всеми странами, в первую очередь соседями и союзниками (по исламскому миру). Принцип лаицизма (светскости) трактовался как принцип, действие которого обеспечивает свободу совести и религиозных верований. В основе экономических воззрений партии лежала идея поиска дополнительных источников финансирования в национальной экономике и отказ от использования внешнего, в первую очередь, западного финансирования при одновременном снижении налогов. Это являлось откровенно популистской и не осуществимой на практике схемой. Одновременно объявлялось о сохранении приверженности рыночным принципам. Стремясь предотвратить приход ПБ к власти, Чиллер пошла на блок с Партией отечества, согласившись на ротацию поста премьер-министра с руководителем этой партии Месутом Йылмазом.
Однако трения между двумя лидерами и обвинения в коррупции, выдвинутые против Тансу Чиллер, вскоре привели к падению правительства. К июню 1996 возникла новая коалиция между Партией верного пути и Партией благоденствия, а премьер-министром стал глава последней Неджметтин Эрбакан. После его отставки под давлением военных правительство, в которое, помимо членов Партии отечества, вошли представители еще двух небольших партий, вновь возглавил Йылмаз.
В апреле 1999 в стране прошли парламентские выборы, по итогам которых наибольшее число голосов набрала Демократическая левая партия (ДПЛ) и Партия националистического движения (ПНД). Глава ДПЛ – Бюлент Эджевит, старейший политический деятель Турции, бывший лидер НРП. Стержневой линией программы ДПЛ явились меры по созданию в стране подлинной демократии. Программа осуждала чрезмерную социальную поляризацию общества, поддержала турецкий национализм, выступая за национальное единство.
В сфере экономики партия выступила против либеральной экономики, не отрицая, однако, роль рыночного механизма. Основная идея ДПЛ – создание народного сектора с демократическим управлением с привлечением сбережений граждан. Главная цель ПНД, как указывалось в программе, – «служить великой турецкой нации и ее государству». Тема турецкого национализма, национального единства – центральная в программе ПНД. Национализм, подчеркивала программа, является созидательной силой и основной философией Турецкой республики. Программа признавала необходимость демократического режима с его атрибутами, но одновременно подчеркивала важность твердого порядка и авторитетного государства. В экономической части программа указала, что цель ПНД – национальная экономическая система, в рамках которой сотрудничают частный и общественный сектора, осуществляется справедливое распределение национального дохода.
В результате последних досрочных парламентских выборов, состоявшихся в ноябре 2002, потерпели полное поражение партии, занимавшие лидирующие позиции после воссоздания многопартийной системы в 1983, в том числе ПО, ПВП, а также две партии, входившие в правящую коалицию, – Партия националистического движения и Демократическая левая партия. На первый план вышли умеренные исламисты в лице Партии справедливости и развития (АКП), возглавляемой Р.Т.Эрдоганом. В программе АКП заявлено о намерении обеспечить «соединение ислама с демократией», о поддержке партией «демократического светского социально-правового государства», которое «остается нейтральным в отношении религиозных верований и философских взглядов».
При этом партия понимает светскость как «фундамент религиозной свободы и свободы совести». Раздел программы партии «Экономика» начинается с изложения концепции экономического развития, в частности, с провозглашения экономической миссии ПСР, которая определяется как «повышение благосостояния и благополучия народа». «Турция обладает огромным потенциалом для экономического развития, располагая молодым и динамичным населением, богатыми естественными ресурсами, людьми с предпринимательским духом, имея на своей территории исторические памятники и природные достопримечательности, а также обладает особым геостратегическим положением» – говорилось в программе. Далее подчеркивалось, что ПСР будет проводить «стратегию длительного и устойчивого экономического роста» с тем, чтобы мобилизовать уникальный потенциал страны. В качестве тактических задач в экономике выделялись устранение всех препятствий на пути развития, недопущение расточительства, повышение эффективности во всех сферах, мобилизация производства. Здесь звучали уже встречавшиеся ранее в программах партий-предшественниц исламского толка мотивы более эффективного использования собственного потенциала страны и обеспечения развития преимущественно на его основе.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА.
Судебная власть осуществляется независимыми судами и высшими органами судебной власти на принципе главенства закона. Судебные процессы, за исключением особых случаев, носят открытый характер. Действует принцип презумпции невиновности. Каждый гражданин обладает правом на защиту в суде. Вместе с тем, некоторые российские авторы считают, что наличие в системе судебных органов Высшего совета судей и прокуроров, который является, по существу, правительственным учреждением, подчиненным министерству юстиции, дает основание сомневаться в осуществлении на практике конституционного принципа независимости суда и прокуратуры в Турции.
В Турции действует трехступенчатая система судов, в рамках которой имеются уголовно-гражданские суды правосудия, административные и специальные суды. К последним относятся военные трибуналы. Низшее звено судов правосудия – мировой суд, который подразделяется на уголовный и гражданско-правовой. Суды второй инстанции – основные суды, которые подразделяются на несколько категорий: основной суд по особо важным уголовным преступлениям, основной суд по обычным уголовным делам, основной гражданско-правовой суд.
К высшему звену судебной системы конституция относит Конституционный суд, Кассационный суд, Государственный совет, Военно-кассационный суд, Высший военно-административный суд, Высший совет судей и прокуроров, Суд по урегулированию разногласий между судами, а также Высшую счетную палату. Конституционный суд в качестве «высокого дивана» может рассматривать дела об уголовной ответственности президента, премьер-министра и других высших должностных лиц. Кассационный суд является вершиной судов правосудия. Государственный совет – высшая кассационная инстанция административной юстиции, Военно-кассационный суд – высшая надзорная и апелляционная инстанция по приговорам, вынесенными военными судами. Высший военно-административный суд – суд последней инстанции по делам и спорам, возникающим между армейским командованием и административными органами. Суд по урегулированию разногласий между судами рассматривает спорные вопросы между судами правосудия, между военными и административными судами. Высшая счетная палата фактически является правительственным учетно-статистическим ведомством.
Ранее в структуру высших судебных органов власти входили суды государственной безопасности, которые были расформированы после внесения соответствующей поправки к тексту конституции в 2004. Ранее суды госбезопасности занимали особое место в ряду уголовных судов. Расширительно толкуя свои полномочия и пользуясь правом принять в свое производство любое дело, имевшее хотя бы косвенное отношение к безопасности государства, эти суды могли подвести под свою юрисдикцию практически любые неугодные властям выступления оппозиции или отдельных граждан. При этом в ходе судебного разбирательства защита не обладала равными с обвинением правами.
В основу судебного кодекса Турции положены гражданский кодекс Швейцарии, уголовный кодекс Италии и коммерческий кодекс Германии.
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ.
В структуру турецких вооруженных сил входят сухопутные войска (500 тыс. человек), военно-воздушные войска (60 тыс. человек), военно-морские силы (64 тыс. человек). В турецкой национальной жандармерии служат 100 тыс. человек. Военные расходы в 2002 превысили 8 млрд. долл. или 4,5% ВВП.
Военная служба является обязательной, ее продолжительность составляет от 1 до 15 месяцев в зависимости от статуса призываемого.