ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.
Внешнеполитический курс страны в значительной мере определяется обязательствами Турции в качестве члена различных региональных организаций, блоков и т.п. Турецкая республика является членом следующих влиятельных международных организаций: ООН – с 1945 (страна-учредитель), Международный валютный фонд – с 1947, Совет Европы – с 1949, НАТО с 1952, ОЭСР – с 1960, ЕС (статус ассоциированного члена – с 1963, статус кандидата в члены ЕС – с 1999), Организация Черноморского экономического сотрудничества – с 1992, Организация экономического сотрудничества – с 1985.
Отношения с США начали активно развиваться после 2-ой мировой войны. США оказывали Турции экономическую и военную помощь, закрепив за ней статус важного военного и политического союзника в регионе Ближнего Востока. На протяжении уже более полувека США удерживают позицию основного внешнеполитического партнера Турции, хотя время меняет акценты в отношениях двух стран. Первая половина 80-х ознаменовалась успешным развитием двустороннего сотрудничества в военной области., вторая их половина прошла под знаком разногласий по поводу пролонгации на очередной пятилетней период соглашения о сотрудничестве в области экономики и обороны. Неприятие Турции вызвала попытка США обусловить продление соглашения ее участием в санкциях против Ливии. Договор был пролонгирован после урегулирования противоречий сторон в 1988, и хотя в целом Турция в 80-е по наиболее важным вопросам продолжала руководствоваться интересами США, в острых ситуациях, касавшихся отношений с третьими странами или функционирования военных объектов на турецкой территории она выступала против давления со стороны Соединенных Штатов.
В начале 90-х после распада СССР основной тактической задачей Турции в сфере внешней политики стало убедить Запад, в особенности США, в преимуществах использования ее в контактах с новыми государствами Центральной Азии. В феврале 1992 во время визита в Вашингтон премьер-министра Турции С.Демиреля он прямо заявил об изменении своего регионального статуса и способности активно участвовать в определении политического будущего мусульманских республик СНГ. При этом Турция поддержала расширение зоны национальных интересов США на центральноазиатский регион. Это относилось к укреплению в регионе позиций НАТО, установлению контроля над транспортировкой энергоресурсов на мировой рынок (проект нефтепровода Баку-Джейхан, обеспечивающий доставку каспийской нефти к турецкому порту Джейхан на берегу Средиземного моря в обход российской территории). В целом в 90-е во внешней политике Турции наблюдалось сочетание учета национальных интересов с принципом взаимозависимости, в первую очередь, с США.
Определенные сложности во взаимоотношениях Турции и США возникли после того, как турецкая сторона из-за оппозиции парламента не смогла предоставить Штатам ожидавшийся уровень поддержки в развертывании военных действий против Ирака. В марте 2003 турецкий парламент отклонил запрос правительства о наделении его полномочиями посылать турецкие войска за пределы страны и размещать в Турции иностранные войска. Вынесению запроса предшествовали переговоры правительства с руководством США, итогом которых стала договоренность о выделении Турции в качестве безвозмездной помощи 6 млрд. долл. и предоставлении кредита в размере 24 млрд. долл. Несколько дней спустя турецкий парламент одобрил запрос, в соответствии с которым США получили право использования в военных целях воздушного пространства Турции.
В апреле 2003 Конгресс США выделили Турции помощь в 1 млрд. долл. 22 ноября 2003США обязались помочь Турции получить на международном финансовом рынке кредит в 8,5 млрд. долл. на обслуживание внешнего и внутреннего долга.
Отношения с ЕС еще в начале 1960-х характеризовались получением Турции статуса ассоциированного члена тогдашнего Европейского экономического сообщества, что подразумевало в будущем ее принятие в полноправные члены этой организации. Военный переворот 1980 затормозил развитие двусторонних отношений, нормализация которых началась лишь по мере восстановления в Турции институтов гражданского общества. В 1987 Турция подала официальный запрос о полноправном членстве в ЕС, но страны Западной Европы предпочли развивать с ней двусторонние отношения путем создания таможенного союза. Этот союз Турции и ЕС начал функционировать с января 1996, однако его эффект многие турецкие бизнесмены и ученые расценивают как положительный только для Западной Европы. На состоявшемся в декабре 1997 люксембургском саммите Совета Европы, где были рассмотрены вопросы расширения ЕС, Турция не была включена в число стран-кандидатов на вступление в отличие от 9 государств Восточной Европы и Кипра. Статус кандидата Турция получила по итогам хельсинского саммита 1999. На состоявшемся в декабре 2004 саммите лидеров стран Евросоюза была назначена дата начала переговоров с Турцией по процессу ее вступления в ЕС в качестве полноправного члена – конец 2005. Однако начавшийся в 2004–2005 кризис Евросоюза, связанный с негативным отношением значительной части его жителей к общеевропейской конституции, может затруднить вступление Турции в ЕС. При этом многие западноевропейцы испытывают тревогу в связи с перспективой вступления в Евросоюз мусульманской Турции.
В системе отношений Турции с ЕС особое место принадлежит ее отношениям с Грецией. Начало 2000-х ознаменовалось завершением периода длительной нестабильности и частого обострения противоречий по вопросами использования шельфа Эгейского моря, обороны греческих островов в Эгейском море и из-за оккупацией турецкими войсками северной части острова Кипр в 1974 и др. В мае 2004 после 16-ти лет перерыва состоялся официальный визит премьер-министра Турции в Грецию. Две страны подписали 25 документов, в том числе меморандум о взаимопонимании.
Одним из важнейший противоречий в турецко-греческих отношениях является кипрский вопрос. Наследием минувшего 20 в. стал раскол Кипра на две части – греческую и турецкую, при этом государственный статус последней признан только Турцией. Правительство Т.Эрдогана заявляло о готовности урегулировать кипрский вопрос, в частности, на основе плана Генерального секретаря ООН Кофи Анана. Четвертая версия плана, предусматривавшая объединение острова, была вынесена на референдум обеих его общин. План был одобрен большей частью турецкой общины, однако не был поддержан греками-кипритами. В 2004 греческая часть Кипра вступила в ЕС, при этом комиссия Евросоюза утвердила специальный регламент, который приостановил применение нормативных актов ЕС в северной части острова и сформулировал основные положения отношений с ней.
Важным направлением внешней политики Турции являются отношения с исламскими странами Ближнего и Среднего Востока. Турция – член Организации исламская конференция. Один из трех постоянных комитетов ОИК, Комитет экономического и торгового сотрудничества, с 1984 осуществляет свою деятельность под председательством президента Турции.
Среди внешнеполитических достижений Турции на этом направлении внешней политики следует считать нормализацию отношений с Сирией. Основные противоречия сторон были связаны со спорами вокруг использования вод Евфрата, вопросами безопасности и некоторыми проблемами региональной политики. В 2003 состоялся первый за почти два последних десятилетия официальный визит премьер-министра Сирии М.Миро в Турцию, после чего в 2004 состоялся официальный визит президента Сирии Б.Асада.
Одним из проявлений относительно независимого характера внешней политики Турции стало развитие отношений с Израилем. В 1995 был подписан турецко-израильский договор о военно-техническом сотрудничестве. Лига арабских государств назвала действия Турции «подрывающими добрые отношения с арабами». Некоторые государства региона расценили договор как ознаменовавший возникновение нового военно-политического блока и сигнал к налаживанию сотрудничества для противодействия этому блоку. В частности, Иран и Египет активизировали свое двустороннее сотрудничество. В начале 2000-х после прихода к власти в Анкаре правительства во главе с происламской Партией справедливости и развития, наблюдалось снижение уровня двусторонних отношений по инициативе Турции, которая стремилась таким образом продемонстрировать несогласие в связи с позицией Израиля в арабо-израильском конфликте.
90-е ознаменовались активизацией политики Турции на центральноазиатском направлении. При этом Турция претендовала на особую роль в Центральной Азии, полагая, что у здешних независимых республик нет проблемы выбора модели развития, поскольку они его сделали в пользу турецкой. Справедливости ради следует признать то, что руководители ряда государств региона выражали свою заинтересованность в турецкой модели. Несколькими годами позже последовало ослаблении эйфории 90-х, Турция оказалась более слабым финансово-экономическом партнером, чем это казалось ранее. При этом Турции не удалось принять на себя и посредническую миссию в проведении американского влияния в регионе, а лидеры Центральной Азии оказались в большей мере склонны к независимости, чем это виделось первоначально. Ныне отношения сторон строятся с учетом экономических реалий и партнерских интересов во внешнеэкономической сфере.
Турция развивает отношения с государствами Закавказья, в особенности, с Азербайджаном. В их основе – геополитическое сотрудничество, сотрудничество в транспортировке энергоресурсов (нефтепровод Баку – Джейхан), военные и экономические связи. В отношениях Турции и Армении по-прежнему остается ряд нерешенных проблем, имеющих исторические корни, что препятствует установлению между ними даже дипломатических отношений и развитию сотрудничества.
В 90-е развитие отношений с Россией характеризовалась преобладанием экономической составляющей: в 1997 было подписано дополнение к уже действовавшему с 1987 долгосрочному соглашению о поставках в Турцию природного газа. Новый маршрут транспортировки, проект «Голубой поток», прошел по дну Черного моря. Газопровод действует с лета 2003. В то же время существовали и разногласия, в частности, связанные с введением Турцией нового регламента прохода нефтеналивных танкеров через черноморские проливы, что существенно задевало интересы российских экспортеров нефти.
После прихода к власти в Турции правительства, сформированной Партией справедливости и развития, наметился политический прорыв в российско-турецких отношениях. В конце 2004 состоялся визита В.В.Путина в Турцию, а в начале 2005 – визит в Россию премьер-министра Турции Р.Т.Эрдогана. В подписанных совместных документах значительное место занимает декларирование совместной борьбы с терроризмом.
Важным направлением внешней политики Турции в начале 90-х годов стало черноморское. В 1992 десять стран черноморского региона подписали декларацию о черноморском экономическом сотрудничестве, на базе которой впоследствии была создана новая региональная экономическая организация – Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Эффективность действия ОЧЭС остается невысокой, что связано с низким уровнем экономического развития ряда стран-членов, недостаточной конкретностью и согласованностью планов экономического сотрудничества, тенденцией к переориентации деятельности организации с экономических вопросов на политические.