Основной целью Мустафа Кемаль Ататюрк объявил создание современного светского государства, создать хорошую экономику Турции. Он сделал акцент на прогрессивные экономические реформы. Турция приобрела железные дороги, произведенные в период Османской империи в европейских компаниях. Правительство Турции организовало банковскую систему, тем самым, стремясь сделать страну независимой от зарубежных банков.
В начале 193-ых годов власти стали активно стимулировать хозяйственное развитие. Чтобы ускорить индустриализацию, государство стало строить заводы, электростанции и шахты. Такая политика, известная нам под названием этатизм, предусматривала создание особых экономических структур государства, особенно важными из которых были «Этибанк» и «Сумербанк». Они контролировали государственные предприятия обрабатывающей и добывающей промышленностей.
Экономическое развитие страны стало замедляться в связи со Второй мировой войной. Турция получила несколько миллиардов долларов в качестве помощи и займов от западноевропейских стран, США и Международного банка реконструкции и развития. Эта помощь была оказана после 1948 года. А после 1950-го года Турцией были получены еще несколько больших займов, предоставленных Германией и Великобританией. При содействии со стороны США, стране удалось улучшить шоссейные дороги и сделать доступными отдаленные районы.
Большие объемы денежных средств были выделены в сферы энергетики, угледобычи, ирригации, а также в сферы текстиля, сахара и цемента. Но все усилия были заметны только в начале 1950-ых годов (рост экономики составил 6,3% в год), в конце же этого периода был период высокой инфляции и экономического застоя.
В 1960-м году случился военный переворот. И Турция стала придерживаться планового развития. В период первой пятилетки (1963–1967) рост экономики составил 6,7% в год, но такой показатель был ниже запланированного.
В период второй пятилетки (1968–1972) удалось добиться поставленной цели и обеспечить увеличение ВВП на 7%. А вот в третью пятилетку (1973–1977) этот показатель должен был быть на уровне 8% ВВП, но в реальности составил около 6,5%.
Турция больше не получала займов от МВФ и США. И без денежных поступлений оказалась в тисках огромного внешнего долга, который она не могла выплачивать.
Экономика Турции Сельское хозяйство
2/3 от всей сельскохозяйственной продукции обеспечивают производство зерновых и животноводство. Эти отрасли преимущественно развиты на Анатолийском плоскогорье. В 1995 году сбор зерновых составил около 28 млн. т, из них примерно 2/3 пришлось на пшеницу, а 1/4 составила рожь.
Животноводство же осталось важной отраслью в горных восточных районах, там земледелие было ограничено из-за сложных природных условий. В 1994 году в Турции было подсчитано 36 млн. овец, от них получали шерсть для ковроткачества, ну и, конечно, мясо. Крупный рогатый скот составил 12 млн. голов. Эти животные содержались ради мяса, молока и шкур.
Экономика Турции обрабатывающая промышленность и энергетика
Примерно 3/4 индустриального производства было сосредоточено в Стамбуле и Измире. Также важными промышленными центрами являлись Анкара, Зонгулдак , район Чукурова. По всей Турции раскидано много небольших предприятий. Они также вносят свой вклад в производство. Ведущими отраслями промышленности Турции считаются текстильная и пищевая.
Экономика Турции транспорт
В Турции в 1994 году протяженность железных дорог составила 10,4 тыс. км. В 1995 году шоссейных дорог с твердым покрытием было около 46 тыс. км, а количество легковых автомобилей превышало 3 млн. единиц.
Экономика Турции внешняя торговля и внешние платежи
Экспорт Турции в 1995 году составил 21,6 млрд. долларов, а импорт – 35,7 млрд. долларов. Турция выплатила 28,3 млрд. долл. по иностранным долгам в 1990–1995 годах. В период с 1970 по 1990-ые годы у Турции было много серьезных проблем, связанных с выполнением своих обязательств перед кредиторами. Чтобы получить новые займы ей пришлось согласиться с принятием жесткой экономической программы, которую предложил Международный валютный фонд. Половина всего оборота внешней торговли Турции в 1990–1995 приходилась на страны Евросоюза, примерно по 10% – на долю арабских стран и США.