ИСТОРИЯ
ДООСМАНСКИЙ ПЕРИОД.
История собственно Турции берет свое начало с 11 в., когда в Малую Азию проникли тюркские племена. Однако задолго до этого, в течение нескольких тысячелетий, территория Турции была одним из очагов развития цивилизации и местом контактов Востока и Запада. Самое раннее из крупных государств в регионе было создано хеттами, в период приблизительно с 1850 до н.э. до 1200 до н.э. хетты захватили значительную часть территории Малой Азии. Соперником Хеттского государства была хурритская держава Митанни, земли которой располагались к востоку, в районе оз. Ван. Хеттское царство было опустошено варварами, после чего Анатолия погрузилась во мрак. Остатки хеттов основали новое государственное образование на землях близ границы между современными Турцией и Сирией.
Позднее на месте древнего Хеттского царства возникла монархия Фригия. Фригийцы, родственники фракийцев, населявших нынешнюю европейскую часть Турции, были предками армян. Приблизительно в то же время на смену Митанни пришло государство Урарту, имевшее весьма непростые отношения со своим могущественным соседом Ассирией.
Около 700 до н.э. Фригия и Урарту были опустошены пришедшими с севера, со стороны Кавказа, кочевниками-киммерийцами. На месте Фригии появились несколько государств, самым могущественным из которых была Лидия.
Еще одним центром античной культуры было побережье Эгейского моря. Гомеровская Троя была всего лишь одним из 46 самостоятельных городов, история которых восходит приблизительно к 3000 до н.э., а собственно греческая цивилизация зародилась отнюдь не в самой древней Греции, а в ионийских греческих колониях на анатолийском побережье.
В 6–5 в. до н.э. территория Турции была захвачена персами и оставалась под их властью вплоть до вторжения войск Александра Македонского в 334 до н.э. При преемниках великого полководца Малая Азия раскололась на несколько небольших государств, самыми крупными из которых были Пергам, Вифиния, Понт и Армения. В этот период начинается проникновение в Азию усилившегося Рима, который к середине 1 в. до н.э. захватил или подчинил себе все земли региона. Независимость сохранила только Армения, превратившаяся в буфер между Римом и Парфянским царством.
В течение следующего тысячелетия как европейская, так и азиатская части современной Турции входили в состав Римской империи. После ее раздела на Восточную и Западную территория Турции вошла в состав (а позднее составила основу) Восточной Римской, или Византийской империи. Большая часть Турции оставалась под властью Византии вплоть до вторжения тюрок-сельджуков в 11 в.
Сельджуки представляли собой ветвь племен тюрок-огузов, населявших азиатские степи от Монголии до западных областей Древней Руси. В 10 в. группа тюрок под предводительством Сельджука поселилась в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Вскоре сельджуки устремились на запад, завоевывая новые территории. К 1050 они подчинили себе Афганистан, области к северу от него и Центральную Персию и начали набеги на пограничные земли халифата Аббасидов, столицей которого был Багдад.
В начале 11 в. тюркские племена стали проникать во все большем числе в Малую Азию. К середине 11 в. теснимые в Центральной Азии, но окрыленные успехами на Среднем Востоке, они двинулись в нее мощным потоком, ведомые потомками Сельджука, в частности Тогрул-беком, который в 1055 отнял Багдад у ослабевшей династии Буидов. Халиф, духовный глава мусульман, даровал Тогрул-беку титул султана, что делало его фактически светским правителем и защитником рубежей и земель державы Аббасидов.
Племянник Тогрул-бека Алп-Арслан, охраняя северные границы владений сельджуков на Среднем Востоке, разбил в 1071 византийские войска в битве при Манцикерте, недалеко от оз. Ван, на востоке Малой Азии. Поражение полностью подорвало господство над Анатолией Византийской империи. Тюркские авантюристы, отряды кочевников, мелкие князья и поселенцы устремились на новые места. Управление новыми мусульманскими землями было поручено сельджукскому князю Сулейману, который в итоге порвал связи с прежним Сельджукским государством и основал в Малой Азии свое собственное царство. Со временем столицей сельджукского Румского султаната стала Конья (древний Иконий), расположенная на юге центральной Анатолии.
Натиск сельждуков был столь мощным, что император Византии пришел к выводу о безнадежности своего положения без значительной поддержки со стороны христианских стран и обратился к ним за помощью, что и послужило поводом для организации 1-го крестового похода. Тем не менее тюрки удержали власть над Малой Азией.
Воинственные представители мусульманского населения приграничных районов, известные как гази (участники религиозных войн мусульман против «неверных»), объединились с целью освоения новых земель. Они оказывали друг другу поддержку в осуществлении набегов на христианские земли и в выбивании денег из заинтересованных правителей. В горах Тавр и вдоль всей границы с Византией гази пользовались значительной свободой и пресекали все попытки сельджуков установить над ними контроль или обложить их данью. Главным оплотом гази стал Сивас в Восточной Анатолии; его дополняли также города Амасья, Кайсери, Анкара и Малатья.
К середине 12 в. правнук Сулеймана Кылыч-Арслан II установил свой сюзеренитет над большинством владений гази в Анатолии. После его смерти в 1192 сельджукские правители Румского (Конийского) султаната создали в Малой Азии исламское государство.
РАСПАД СЕЛЬДЖУКСКОГО ГОСУДАРСТВА И РАСЦВЕТ ГОСУДАРСТВ ГАЗИ.
В 1243 турецких сельджуков постигла судьба многих этносов Северного Китая, Центральной Азии, Персии и Багдада. В битве у Кесе-дага в 1243 монголы разгромили сельджукского правителя Кейхюсрева II и превратили Сельджукскую монархию в своего вассала. Через несколько лет монголы разделили Малую Азию на два сельджукских марионеточных государства, сохранив за ними самостоятельность. Султан западного государства Кейкавус II оказался плохим правителем и сбежал в Константинополь. Малая заинтересованность со стороны монголов в делах сельджуков и отсутствие поддержки их правителям привели к политическому хаосу: любой тюркский вождь мог объявить независимость. Почти в то же время византийские императоры вернули Константинополь, захваченный крестоносцами во время 4-го крестового похода и превращенный ими в столицу Латинской империи, но основное внимание они обратили на решение балканских проблем. Вскоре почти вся Анатолия перешла под власть тюрок, за исключением крайнего северо-запада и осколка Византии, Трапезундской империи, на побережье Черного моря. В отсутствие консолидирующей силы, каковой ранее выступали сельджуки, Малая Азия распалась на более чем десяток крошечных княжеств (бейликов).
Существовало три типа тюркских бейликов. Одни сохраняли традиционную мусульманскую форму правления, которая существовала при сельджуках: к таким бейликам относилось позднее государство Караман в Конье, принадлежавшее к числу противников османских тюрок, и его северо-западный сосед Гермияй в Кютахье. Для другого типа бейликов была характерна племенная организация, это касалось в первую очередь государственных образований, расположенных в горной области Тавр, и таких этнических групп, как торгуд и варсак, а также бейликов Рамазан в Адане и Тарсусе, Зулькадирие в Диярбакыре и Малатье, Теке в Анталье. К третьему типу относились расположенные в основном на западе тюркские государства гази, одно из которых, Османский бейлик, со временем получило широкую известность. Многие бейлики первых двух типов принимали на службу гази, которые к концу 14 в. установили контроль над большей частью Малой Азии, населенной тюрками. Часть гази обратили свои взоры в сторону моря: некоторое время гази из бейлика Ментеше в Милясе владели о.Родос.
ОСМАНСКАЯ (ОТТОМАНСКАЯ) ИМПЕРИЯ.
Эта империя была создана тюркскими племенами в Анатолии и существовала с эпохи заката Византийской империи в 14 в. вплоть до образования Турецкой республики в 1922. Ее название происходило от имени султана Османа I, основателя династии Османов. Влияние Османской империи в регионе начало постепенно утрачиваться с 17 в., окончательно она распалась после поражения в Первой мировой войне.
Современная Турецкая республика ведет свое начало от одного из бейликов гази. Создатель будущей могучей державы, Осман (1259–1324/1326), унаследовал от своего отца Эртогрула небольшой пограничный удел (удж) Сельджукского государства на юго-восточной границе Византии, недалеко от Эскишехира. Осман стал основателем новой династии, а государство получило его имя и вошло в историю как Османская империя.
ОТНОШЕНИЯ ТУРЦИИ И СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 1918–1921.
Русско-турецкая граница, установленная после войны 1877–1878, была пересмотрена по итогам Первой мировой войны первоначально на основании Брест-Литовского мирного договора: русская же граница и граница трех санджаков (округов) Карса, Ардагана и Батума должна была быть восстановлена в том виде, как она существовала до русско-турецкой войны 1877–1878. То есть три названные округа оказывались за пределами России, их дальнейшая судьба должна была быть определена на основе свободного волеизъявления жителей. Но в ноябре 1918 Брест-Литовский договор был полностью аннулирован советским правительством.
Поражение Турции на фронтах Первой мировой войны за исключением восточного завершилось подписанием 30 октября 1918 Мудросского перемирия и подготовкой в ходе работы Парижской мирной конференции Севрского договора, который не был ратифицирован правительством султанской Турции. Тем не менее, этот договор обязывал Турцию признать Армению в качестве независимого государства, как это уже сделали союзные государства. Вопрос же об установлении взаимных границ двух стран передавался на арбитражное рассмотрение президента Соединенных Штатов.
Арбитражное решение действительно было вынесено 22 ноября 1920. В соответствии с ним Армения должна была бы получить приращение, равное примерно половине округов Ван, Битлис, Эрзерум и Трапезунд.
Прервавшиеся было в 1918 отношения Советской России и Турции возобновились в начале 1920, причем речь шла уже о новой Турции, представленной лидерами националистов. Начало сближения двух стран стало возможным благодаря наличию общих внешних противников, что позволяло предположить эффективность политического сотрудничества сторон, а значит, и укрепление позиций кемалистов и большевиков внутри своих стран.
В апреле-июне 1920 стороны обменялись письмами, что означало взаимное признание де-юре правительств Советской России и Великого национального собрания Турции (ВСНТ). Одновременно турецкая сторона согласилась на посредничество России в урегулировании вопроса о границе с Арменией.
19 июля 1920 турецкая делегация во главе с министром иностранных дел Бекиром Сами прибыла в Москву. Цель визита состояла в подписании с Россией договора о дружбе, а также в том, чтобы договориться о предоставлении Турции помощи деньгами и оружием. Однако турецкая делегация была встречена в Москве с недоверием, причиной чего послужило заключение Анкарой перемирия с Францией. Кроме того, определенную неясность порождал и характер развития отношений Турции с Англией. К середине 1920 Англия предприняла некоторые внешнеполитические шаги, направленные на сближение с Турцией, дабы не допустить ее сближения с Россией. Сомнения в действительных намерениях новых турецких лидеров побудили Россию принять армянскую сторону в таком важнейшем вопросе как территориальный. Народный комиссар по иностранным делам РСФСР Г.В.Чичерин поставил условием окончательного подписания подготовленного специальной совместной комиссией и парафированного обеими сторонами соглашения передачу Турцией Армении округов Ван, Муш и Битлис. Условия, поставленные Россией, не были приняты турецкой стороной. В итоге на первом этапе переговоров российской и турецкой сторонам не удалось подписать уже было парафированный проект двустороннего соглашения.
К рассмотрению пограничного вопроса стороны вернулись в августе 1920, когда российская сторон согласилась на решение пограничных вопросов между Турцией и Арменией посредством известного продвижения турецких войск на восток. Причиной смягчения позиции России стало то обстоятельство, что и Армения колебалась в вопросе об окончательном принятии ее посредничества в урегулировании пограничных вопросов с Турцией, надеясь на более полное удовлетворение своих территориальных интересов в результате контактов с западными державами.
В течение короткого времени, перейдя границу, определенную Брест-Литовским договором, турки заняли Карс и Александрополь (Гюмрю) и, таким образом, овладели всей территорией к востоку от реки Арпачай. 3 декабря в Александрополе был подписан мирный договор с доживавшим последние дни дашнакским правительством Армении, по которому территория Армении ограничивалась районами Араратской долины и Севанского бассейна; Турции возвращались Карсский округ и прилегающие к нему земли, которые отошли к России по Берлинскому соглашению 1878.
Однако правительства Советской России и Советской Армении отказались признать Александропольский договор. Россия и Турция оказались перед необходимостью новых переговоров для решения вопроса о турецко-армянской границе и окончательного урегулирования двусторонних отношений. Поэтому в феврале 1921 в Москве начались двусторонние переговоры. На тот момент в руках у турок наряду с территориями, которые перешли к ним по Александропольскому договору, находились Артвин и Ардаган, судьбу Батума еще предстояло решить.
Позиция российской делегации как готовность на территориальные уступки турецкой стороне была определена еще до начала переговоров в Москве. Причины этого следует связывать с наступлением момента для более или менее окончательного определения системы послевоенного устройства в Европе: победа России на западном фронте означала, что для союзных держав оставалась возможность нанести удар Советам только с юга. Закавказье уже практически полностью находилось в сфере влияния России. Турция, таким образом, оказалась последним стратегическим плацдармом, с помощью которого Запад мог пытаться реализовать силовую политику в отношении Советской России. Поэтому для последней укрепление отношений с Турцией означало возможность внешнеполитической стабилизации. В итоге сложившаяся ситуация предоставила Турции возможность выбора между двумя полюсами противостояния, причем этот выбор должен был быть сделан ею с учетом того, какая из сторон предложит более убедительные гарантии сохранения территориальной целостности турецкого государства в пределах, определенных самими кемалистами. О степени остроты ситуации говорит тот факт, что за несколько дней до начала переговоров в Москве открылась конференция европейских держав в Лондоне для пересмотра в сторону смягчения для Турции условий Севрского договора. Делегации, представлявшие кемалистскую Турцию, участвовали как в переговорах в Лондоне, так и в Москве. На Лондонской конференции союзники предложили Турции новый вариант решения армянского вопроса: границу с Арменией предполагалось установить в соответствии с Александропольским договором.
В этих условиях дискуссия на московских переговорах по вопросу о границах Турции с Арменией была практически невозможной: советские предложения о границах просто не могли быть более жесткими, чем те, которые были получены турецкой делегацией в Лондоне. Поэтому подписание договора было неизбежно обусловлено известными территориальными уступками в пользу Турции.
Московский договор был подписан 16 марта 1921. Он закрепил территориальные приобретения Турции по Александропольскому договору за исключением самого Александрополя (впоследствии Ленинакана, а ныне вновь Гюмрю), который должен был быть возвращен Армении. Турция также сохранила за собой Артвин и Ардаган. Однако Турция соглашалась также уступить Грузии суверенитет над портом и городом Батумом.
13 октября 1921 был подписан Карсский договор между Турцией и республиками Закавказья, подтвердивший статьи Московского договора, в том числе, об установлении новой границы с Турцией.
РЕСПУБЛИКА.
В апреле 1924 в Анкаре Великое национальное собрание под руководством М.Кемаля приняло Конституцию, которая предусматривала создание парламента. По конституции парламентарии избирали президента страны, который назначал премьер-министра, формировавшего правительство с согласия Великого национального собрания. Женщины были отстранены от участия в выборах и не могли баллотироваться в депутаты. Свобода слова, собраний, печати и передвижения были ограничены в интересах национального единства.
ПРЕЗИДЕНТСТВО МУСТАФЫ КЕМАЛЯ.
Мустафа Кемаль переизбирался президентом в 1927, 1931 и 1935. Первым премьер-министром был Исмет-паша (с 1934 известный как Иненю), занимавший эту должность почти непрерывно вплоть до 1937, когда его сменил Джеляль Баяр. Большую часть этого периода существовала только одна партия – Народно-республиканская.
На некоторое время были разрешены еще две оппозиционные партии, но начавшаяся политическая борьба заставила президента принять решение об их роспуске. Во время предвыборной компании 1931 Кемаль провозгласил свою программу из шести пунктов: республиканское устройство, секуляризм, опора на народ, национальное единство, этатизм (широкое участие государства в экономическом развитии страны) и глубокие реформы. Эти шесть принципов были включены в Конституцию в 1937.
Светская власть с самого начала столкнулась с проблемой отделения религии от государства. После низложения Мехмеда VI вопрос о духовном главе мусульман был решен провозглашением халифом Абдул-Меджида, двоюродного брата Мехмеда. Однако вскоре халифат был упразднен парламентским законом, и в 1926 большинство мусульманских законов о семье заменили модифицированные положения из Швейцарского гражданского кодекса.
В 1928 Великое национальное собрание упразднило статус ислама как государственной религии, отменило ношение фесок и предложило закрыть религиозные усыпальницы, мавзолеи и дервишские дома. Портреты вождя были развешены во всех магазинах и учреждениях, его скульптуры украшали площади по всей Турции. Великое национальное собрание перенесло день отдыха с пятницы на воскресенье и ввело григорианский календарь. Из школьных программ убрали религиозные дисциплины, в общественных местах было запрещено появляться в религиозной одежде. В 1930 женщинам в Турции было предоставлено право участвовать в муниципальных выборах, а в 1934 – право избирать и избираться в парламент. В 1935 в парламенте Турции насчитывалось 18 женщин-депутатов или 4,6% от общего числа. К 1938 Турция окончательно превратилась в светское государство.
Кемаль верил, что образование устранит неравенство среди турок. Сложный арабский алфавит, плохо приспособленный для турецкого письма, был заменен в 1928 латинским. В городах создавались образовательные центры для взрослого населения, в которых можно было получать книги и информацию по здравоохранению, в турецкой прессе популяризировались многие современные западные идеи.
Одновременно с этими программами упорно насаждался новый турецкий национализм. Превозносились древние тюрки; активно цитировались работы Юсуфа Акчураоглы, в которых показывались многочисленные связи между мощной древней тюркской культурой Центральной Азии и современной турецкой нацией. В 1935 был принят закон, обязавший всех граждан Турции взять турецкие фамилии. Кемаль принял фамилию Ататюрк (отец турок), а Исмет – Иненю (название деревни, где он выиграл два знаменитых сражения с греками). Даже Адам в Коране стал тюрком, а мусульманский призыв к молитве оглашался на турецком языке. Лозунгом дня стал призыв «Турция для турок и турки для Турции».
Экономическая политика 30-х годов ознаменовалась значительным усилением государственного регулирования и развитием государственного предпринимательства. Основными факторами перехода к новой экономической политике стали, во-первых, недостаточно высокие темпы роста экономики в 20-е годы, когда развитие в основном осуществлялось усилиями частного сектора, и, во-вторых, мировой экономический кризис начала 30-х годов. Крайне неблагоприятная конъюнктура этого периода требовала от государства как мер по защите национальной экономики от негативного воздействия кризиса, так и шагов в направлении уменьшения ее зависимости от импорта. Определенное воздействие на формирование новых принципов экономической политики в Турции оказал, положительный, как тогда представлялось, опыт экономического развития СССР при самом широком участии государства. Сначала сферой государственного регулирования стали валютные операции, в основу осуществления которых был положен принцип ограничения валютных расходов валютной выручкой, реализация которого потребовала неизбежных ограничений в сфере импорта, и следовательно, в сфере потребления. В качестве положительной стороны мер валютного контроля рассматривалось обеспечение устойчивости турецкой лиры и защита ее от обесценения.
Для ускорения темпов экономического роста и насыщения внутреннего рынка государство стало активно участвовать в промышленном строительстве, для чего были созданы государственные банки («Сумербанк» и «Этибанк»), наделенные функциями трестов, через которые осуществлялось финансирование строительства, а затем текущих потребностей уже действовавших государственных предприятий. Усилиями «Сумербанка» удалось добиться некоторого подъема отраслей обрабатывающей промышленности (текстильной, сахарной, строительной). Предприятия Этибанка главным образом обеспечивали развитие добывающей промышленности страны. Строительство государственных предприятий осуществлялось в соответствии с пятилетним планом, в разработке которого приняли участие экономисты из Советского Союза.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.
Сразу после подписания Лозаннского договора в 1923 начался обмен жителями между Турцией и Грецией. Страну покинули 1,3 млн. греков, а в обратном направлении переехало полмиллиона мусульман. Это перемещение сопровождалось значительными сложностями, но обменная процедура помогла улучшить греко-турецкие отношения. В 1932 Турция была принята в Лигу наций, а с 1934 стала играть ведущую роль в Балканской Антанте (Греция, Румыния, Турция и Югославия). После того как Муссолини начал создание своей империи, захватив Эфиопию, Кемаль выдвинул предложение странам, подписавших Лозаннский договор, провести конференцию по пересмотру положений о Черноморских проливах. Летом 1936 на конференции в Монтре (Швейцария) была подписана новая конвенция, предоставлявшая Турции право укреплять обороноспособность в зоне проливов и закрывать их для военных кораблей воюющих сторон.
В 1937 Турция по образцу Балканской Антанты заключила с Ираном, Ираком и Афганистаном Саадабадский пакт. Еще в Лозанне был поднят вопрос о провинции Александретта (Искендерон), но тогда она была включена в состав Сирии, находившейся под французским мандатом.
В 1938 Франция, стремившаяся улучшить отношения с Турцией, передала Александретту в совместное турецко-французское управление, а позднее в том же году на ее территории была провозглашена независимая республика Хатай. Вскоре после этого Национальное собрание Хатая, где турки располагали незначительным большинством, 22 голосами против 20, проголосовало за присоединение к Турции. Эти действия сопровождались в 1939 протестами со стороны сирийцев, которые объявили все эти манипуляции незаконными, ссылаясь на условия мандата Лиги наций.
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.
Мустафа Кемаль Ататюрк скончался 10 ноября 1938. Новым президентом страны был избран Исмет Иненю. Во Второй мировой войне Турция сохраняла нейтралитет вплоть до февраля 1945, когда она объявила войну Германии и Японии.
В годы войны стране пришлось столкнуться с множеством проблем. В военный период в стране усилилось государственно-капиталистическое регулирование экономики, распространившееся, в том числе, и на цены внутреннего рынка. Его результатом в условиях спада производства, обусловленного сокращением доступности импортных компонентов, стали товарный дефицит и бурное развитие черного рынка. В итоге в 1942 новое правительство начало использовать принцип свободного ценообразования, что при по-прежнему ограниченных возможностях производства привело к значительной инфляции и легализации сверхдоходов национальной буржуазии. Другим их источников являлись внешнеторговые операции, поскольку поставляемые Турцией на мировой рынок стратегические товары – хром и продовольствие – пользовались повышенным спросом. Одним из основных экономических итогов военного времени следует считать финансовое укрепление турецкой буржуазии, что позволило ей в послевоенные годы занять более активную политическую позицию. Введенный в 1942 налог на имущество, ставки которого разнились в зависимости от национальной принадлежности плательщика, вновь привел к обострению в Турции национальной проблемы.
ТУРЕЦКО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1945–1953.
Усиление позиций Советского Союза на международной арене после окончания войны и предпринятая Турцией в этот момент попытка сближения с СССР создали благоприятный момент для того, чтобы поставить вопрос о пересмотре договора 1921, а также принятой в Монтре в 1936 конвенции о Черноморских проливах. На Потсдамской конференции трех союзных держав – СССР, США и Великобритании – работа которой проходила в июле-августе 1945, лидеры Советского государства заявили о том, что турецкое правительство, проявив инициативу, предложило советской стороне заключить союзный договор. В качестве условий заключения союзного договора СССР выдвинул урегулирование взаимных претензий, в частности, урегулирование вопроса об отторгнутой от Грузии и Армении территории посредством возврата этой территории. Кроме того, СССР потребовал создания в проливах своей военно-морской базы.
В результате положение Турции оказалось весьма сложным: еще в марте 1945 правительство СССР денонсировало Советско-турецкий договор 1925 О нейтралитете и ненападении. Угрожающе неопределенная для Турции ситуация была разрешена лишь после смерти И.В.Сталина, когда советское правительство в своей ноте от 30 мая 1953 заявило о том, что «во имя сохранения добрососедских отношений и укрепления мира и безопасности правительства Армении и Грузии сочли возможным отказаться от своих территориальных претензий к Турции». Это же нота снимала вопрос и о недопустимой с точки зрения Турции совместной с СССР обороне Черноморских проливов.Окончившаяся для Турции неудачей попытка создать альянс с СССР предопределила ее резкую внешнеполитическую переориентацию на США и страны Западной Европы. Турецкое руководство стало последовательно добиваться вступления в НАТО, и в 1952 Турция стала членом этого блока. Преодолеть взаимное отчуждение Турции и СССР удалось лишь в начале 60-х годов на фоне возникновения сложностей в отношениях Турции со странами Запада.
СОЗДАНИЕ ОППОЗИЦИОННЫХ ПАРТИЙ.
В 1945, после образования ООН и признания ее демократических принципов Турцией президент Иненю был вынужден ослабить надзор за прессой, разрешить общественные собрания и создание оппозиционных политических организаций. Оппозиционно настроенные члены Народно-республиканской партии создали Демократическую партию. Ее лидерами стали последний премьер-министр, возглавлявший правительство при Ататюрке, Джеляль Баяр, депутат парламента Аднан Мендерес, бывший губернатор Рефик Коралтан и Мехмед Фуад Кёпрюлю, потомок прославленной династии великих визирей 17 в.
Демократическая партия обвинила находившихся у власти оппонентов в коррупции, в проведении малоперспективной политики государственного капитализма и чрезмерном государственном регулировании экономики. Демократы нашли поддержку у крестьянства, чьи интересы игнорировались в пользу индустриализации, положительные итоги которой ощущали в основном города. Партия приобрела такую популярность среди молодежи, что Иненю опасался поражения на выборах. Передвинув их на середину лета 1946, республиканцы все же добились победы. Иненю вновь занял пост президента, но демократы в парламенте потребовали внесения изменений в закон о выборах, чтобы гарантировать в последующем проведение честного голосования. В 1950 Демократическая партия завоевала твердое большинство в парламенте. Новым президентом страны был избран Баяр, премьер-министром стал Мендерес, а министром иностранных дел – Кёпрюлю.
РЕЖИМ А.МЕНДЕРЕСА.
Внешняя политика Турции в 50-е годы характеризовалась курсом на последовательное военное и экономическое сближение со странами Запада. Турция получала финансовую помощь от США в соответствии с доктриной Трумэна 1947 и планом Маршалла. Ее вступление в НАТО произошло на фоне активного участия турецких вооруженных сил в войне в Корее (1950–1953). Оба обстоятельства ускорили модернизацию вооруженных сил.
В экономической политике правительство ДП сделало основной упор на повышении темпов роста, что и было достигнуто ценой увеличения дефицита в системе госфинансов. Для насыщения рынка потребительскими товарами, а также облегчения производителям доступа к импортным компонентам производства в значительной мере был либерализован импорт. В 1954 в стране был принят закон о поощрении частных иностранных инвестиций, отличавшийся от аналогичных законодательных актов стран Западной Европы наивысшей мерой либерализма в подходе к иностранным инвесторам. В итоге первые годы правления ДП действительно ознаменовались заметными успехами в экономическом развитии: было построено множество фабрик, открыты филиалы некоторых иностранных компаний. Высокими темпами осуществлялась механизация сельского хозяйства, что позволило значительно увеличить площади обрабатываемых земель и валовый сбор по основным продовольственным и техническим культурам. На выборах в мае 1954 демократы получили 58% голосов, республиканцы – только 35%. Но вскоре после выборов экономическое положение страны ухудшилось. Использование дефицитного финансирования для покрытия избыточных расходов государства привело к росту инфляции. Обуздать ее правительство попыталось посредством введения системы контроля над ценами. В итоге в 1956 турецкие города столкнулись с серьезным товарным дефицитом. Усиливалась зависимость экономического развития страны от внешних источников финансирования, что проявлялось в растущем преобладании стоимости импорта над стоимостью экспорта страны. В результате демократы были вынуждены прибегнуть к ограничению импорта. Эффект этих мер оказался недостаточным. После кризиса внешней неплатежеспособности в 1958 правительство было вынуждено согласиться на применение стабилизационных мероприятий, предложенных МВФ, которые помогли остановить рост цен, но так и не решили проблему дефицита внешней торговли.
Нарастала волна критики в адрес Дж. Баяра и А.Мендереса. Из Демократической партии вышел Кёпрюлю, а республиканцы, возглавляемые Иненю, приступили к реорганизации своей партии по всей стране, готовясь к выборам 1957. Тем временем Мендерес взял под жесткий контроль печать и деятельность политических партий. Газеты подвергались цензуре или закрывались, их редакторы заключались в тюрьму. На выборах 1957 демократы набрали 47,7% голосов, республиканцы – 41%. Чтобы получить поддержку консервативных сельских жителей, Мендерес разрешил строительство мечетей и сделал ставку на религиозные традиции, которые осуждал Ататюрк. Великое национальное собрание, где демократы имели большинство, восстановило мусульманский призыв к молитве на арабском языке, по всей стране в обиход вновь входили религиозные празднества и обряды.
Однако в Стамбуле, Анкаре и Измире нарастала оппозиция режиму Демократической партии со стороны сторонников светского государства, гражданских служащих, студентов и военных. Весной 1960, после того как Мендерес попытался вмешаться в дела Стамбульского и Анкарского университетов, студенты организовали демонстрации. Мендерес отдал армии приказ подавить эти волнения и навести в стране порядок, но генералы решили положить конец правлению Демократической партии. Утром 27 мая 1960 группа армейских офицеров совершила военный переворот.
ТУРЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКА ПОСЛЕ ВОЕННОГО ПЕРЕВОРОТА 1960.
Руководители военного переворота ставили своей целью вернуть Турцию и турецкое общество на путь развития, намеченный реформами Ататюрка, в частности, восстановить в полном объеме принципы светскости и государственного регулирования в экономическом развитии страны. Переворот возглавил генерал Джемаль Гюрсель, занявший пост председателя Комитета национального единства. Члены правительства, в том числе, Баяр и Мендерес, и большинство депутатов парламента от Демократической партии были арестованы. Сам Мендерес, а также министры иностранных дел и финансов его правительства были отданы под суд, признаны виновными и казнены.
В январе 1961 правительство военных восстановило свободу прессы и разрешила политическую деятельность. В конце того же года были проведены выборы в соответствии с новой конституцией. Генерал Гюрсель стал президентом Второй Турецкой республики. Бывший президент Исмет Иненю, лидер Народно-республиканской партии, поочередно возглавлял три коалиционных правительства вплоть до февраля 1965, когда его партия потерпела поражение на парламентских выборах. В новом коалиционном кабинете министров, где ведущую роль играла Партия справедливости, его сменил Суат Хайри Ургюплю. Партия справедливости, хотя и считалась наследницей Демократической партии, торжественно обещала хранить верность целям революции 1960. К октябрю 1965 Партия справедливости настолько окрепла, что смогла сформировать свое собственное правительство во главе с премьер-министром Сулейманом Демирелем.
Экономическое развитие Турции, с одной стороны, опиралось на концепцию «смешанной экономики» (концепцию сотрудничества и конструктивного взаимодействия государственного и частного секторов, которая обеспечивала участие государства в экономике в условиях, когда достаточно высокого уровня развития достиг предпринимательский сектор страны) и планирования (директивного в отношении части экономики, контролировавшейся государством, и индикативного для частного бизнеса), а с другой – протекало в рамках стратегии импортзамещения. Важным шагом в направлении ее реализации стало подписание в 1967 соглашения с СССР, в соответствии с которым советская сторона предоставила Турции экономическое и техническое содействие в сооружении ряда базовых промышленных объектов, в том числе, металлургического и алюминиевого, нефтеперерабатывающего и химического заводов. Экономическое развитие страны в тот момент характеризовалось устойчивыми темпами роста при одновременном сокращении использования внешних источников финансирования. Благополучие в сфере внешней платежеспособности удалось обеспечить и за счет начавшегося поступления в страну валютных переводов от турок, которые с начала 60-х годов стали выезжать на заработки в страны западной Европы, в первую очередь, в Германию. Но рост цен на нефть в 1973–1974 нанес тяжелый удар по национальной экономике. Страна вновь столкнулась с ростом дефицита по счету текущих операций. Политически неустойчивые правительства, находившиеся у власти в Турции во второй половине 70-х, стремились всячески предотвратить рост цен на топливо на внутреннем рынке, используя значительные суммы субсидий на покрытие разницы между ценами внутреннего и внешнего рынка. В итоге обострилась проблема бюджетного дефицита. В конце 70-х экономическое развитие страны происходило в условиях резкой нехватки валюты и высокой инфляции. Реакцией на эти проблемы стало вынужденное сокращение импорта нефти, за чем последовал спад производства – в 1979 экономика страны оказалась в кризисе, постепенный выход из которого начался только в 1981.
В 1970-х годах страна вступила в период и затяжного политического кризиса. Партия справедливости победила на выборах 1969, но вскоре правительство Демиреля столкнулось с выступлениями студентов, волнениями рабочих и терроризмом со стороны как левых, так и правых группировок. В марте 1971 под угрозой вмешательства военных правительство ушло в отставку. Было введено чрезвычайное положение, и на протяжении следующих 30 месяцев в Турции у власти сменились несколько «надпартийных» коалиционных правительств.
В апреле 1973 президентом был избран сенатор и бывший генерал Фахри Корутюрк. В преддверии всеобщих выборов, назначенных на октябрь, чрезвычайное положение было отменено. Относительное большинство голосов на выборах получила Народно-республиканская партия, а ее лидер Бюлент Эджевит в результате продолжительных переговоров сформировал коалиционный кабинет министров.
Заметные изменения произошли во внешней политике Турции. Укрепляя всеобъемлющие связи с Западом – и военно-политические, и экономические, – Турция в 1963 подписала соглашение о своем присоединении к европейскому «Общему рынку» в качестве ассоциированного члена. Однако очередная вспышка кипрского кризиса в 1964, вооруженные столкновения между гpeческим и турецким населением обострила до предела турецко-греческие отношения. Провозглашение в 1960 Республики Кипр на основе Цюрихско-Лондонских соглашений создало возможности для вмешательства Великобритании, Греции и Турции во внутренние дела Республики Кипр вплоть до ввода на остров иностранных войск в случае нарушения установленного соглашениями государственного устройства. Конфликт встревожил руководство НАТО, президент США Л.Джонсон оказал на Турцию давление, стремясь ограничить ее участие в возможном конфликте. В итоге турецкие вооруженные силы, кроме бомбардировок Кипра, не предприняли каких-либо действий. Однако позиция Джонсона подорвала веру турецких руководителей в готовность своих союзников по НАТО защищать любые их интересы. Эта переоценка несомненно, повлияла на внешнюю политику последующих правительств Турции, способствовала её большей разносторонности и сбалансированности.
В 1974 с новой силой разгорелся многовековой греко-турецкий конфликт, источником которого послужил переворот на Кипре, где в течение длительного времени существовали трения между двумя ведущими общинами – греческой и турецкой. Поводом стало свержение правительства греков-киприотов, придерживавшегося курса на независимость страны, Национальной гвардией греков-киприотов, которая выступила за объединение с Грецией. В ответ правительство Эджевита направило на остров войска, с тем чтобы предотвратить его аннексию Грецией. Эти войска захватили северную треть острова, создав там зону безопасности для составляющих этническое меньшинство турок-киприотов. В результате Кипр оказался разделенным на две части.
Несмотря на популярность своих силовых действий во время кипрского кризиса, в сентябре 1974 блок Эджевита распался. В течение следующих шести лет во главе различных коалиционных правительств и правительств меньшинства сменялись Эджевит и Демирель. Но им не удалось эффективно бороться против нараставшего терроризма со стороны как левых, так и правых экстремистов и справиться с продолжавшимся кипрским кризисом и экономическими трудностями.
12 сентября 1980 командующие вооруженными силами осуществили еще один бескровный переворот. Ими был сформирован Совет национальной безопасности во главе с начальником генерального штаба генералом Кенаном Эвреном. Совет приостановил действие конституции, распустил парламент, ввел чрезвычайное положение. Были проведены многочисленные аресты среди лиц, подозреваемых в терроризме, и среди левых профсоюзных деятелей, политиков, членов экстремистских группировок. Для исполнения текущих обязанностей было сформировано гражданское правительство во главе с адмиралом в отставке Бюлентом Улусу.
В ноябре 1982 была принята новая конституция, которая предусматривала сильную президентскую власть и объявляла Кенана Эврена президентом. В ноябре 1983 были проведены парламентские выборы, от участия в которых были отстранены партии, существовавшие до 1980. На выборах победила Партия отечества, сформированная сторонниками Тургута Озала, экономиста-рыночника, занимавшего пост заместителя премьер-министра по экономическим вопросам в течение первых двух лет военного режима. В декабре 1983 Озал был назначен премьер-министром. По окончании полномочий Эврена в ноябре 1989 Озал был избран на пост президента страны.
В 1984 сепаратисты из Рабочей партии Курдистана начали вооруженную борьбу за создание независимого государства на территории Курдистана, в состав которого должна была войти юго-восточная часть Турции. В конце 1980-х – начале 1990-х годов курдские повстанцы постоянно нападали на турецкие военные объекты, а правительственные войска атаковали курдские базы и деревни на юго-востоке Турции и на севере Ирака.
В 1987 был снят запрет на деятельность политических партий, существовавших до 1980, а в парламентских выборах в ноябре 1987 было разрешено участвовать всем некурдским политическим партиям, включая Партию верного пути Демиреля и Социал-демократическую народническую партию. Большинство мест в парламенте на этих выборах получила Партия отечества.
ТУРЦИЯ В КОНЦЕ 20 – НАЧАЛЕ 21 ВВ.
После вторжения иракских войск в Кувейт в августе 1990 Турция присоединилась к эмбарго ООН в отношении Ирака, закрыв проходящие по территории Турции нефтепроводы для транспортировки иракской нефти. Кувейтское правительство в изгнании согласилось компенсировать Турции потери от этой акции. В ответ на дополнительную помощь со стороны Кувейта, составившую ок. 300 млн. американских долларов, Турция разрешила вооруженным силам США использовать военные базы на своей территории во время войны в Персидском заливе в 1991.
На выборах в октябре 1991 Партия отечества утратила абсолютное большинство в парламенте. Наибольшее число мест завоевала Партия верного пути, за ней шла Партия отечества, а третьей по числу мандатов была Социал-демократическая народническая партия. В ноябре Партия верного пути и Социал-демократическая народническая партия сформировали коалиционное правительство во главе с С.Демирелем.
В начале 1993 президент занялся активной внешнеполитической деятельностью. В феврале Озал посетил балканские государства, где объявил об исторической ответственности Турции перед балканскими мусульманами и оказал им моральную поддержку в борьбе с сербами. В апреле Озал посетил Азербайджан, а также другие тюркоязычные республики бывшего СССР, высказавшись в защиту позиции Азербайджана в его вооруженном конфликте с Арменией. Озал скоропостижно скончался 17 апреля 1993 от сердечного приступа. 16 мая 1993 парламент избрал новым президентом Турции Сулеймана Демиреля. Место лидера Партии верного пути заняла Тансу Чиллер, ставшая первой в истории Турции женщиной премьер-министром. Она вступила в должность в июле, возглавив коалиционное правительство, сформированное при участии Социал-демократической народнической партии.
В 1994 в стране разразился валютно-финансовый кризис, ставший итогом открыто проводившейся с конца 80-х годов политики экономического популизма, целью которой являлось поддержание экономического роста в стране за счет искусственного расширения емкости внутреннего рынка. Кризис и последовавшая за ним девальвация турецкой лиры, которая привела падению ВВП и снижению доходов большинства населения, во многом предопределили победу на выборах в декабре 1995 религиозной оппозиционной Партии благоденствия. Возглавляемая исламистом Неджметтином Эрбаканом, она получила относительное большинство голосов (21%), но при этом ни одна партия не получила достаточно мандатов, чтобы сформировать правительство. После нескольких месяцев политических маневров Эрбакан и Чиллер пришли к соглашению о создании коалиционного правительства. 28 июня 1996 Эрбакан стал премьер-министром от исламистской партии, что случилось в Турции впервые со времен Первой мировой войны.
Внутри страны Эрбакан поддерживал усиление влияния ислама, а на международной арене проводил политику на сближение с Ираном и другими мусульманскими государствами. Встревоженный таким развитием событий, Совет национальной безопасности, в котором преобладают военные, в марте 1997 предъявил Эрбакану перечень из 20 требований, включавших ограничение деятельности религиозных организаций, строгое следование законам, запрещающим ношение религиозной одежды в общественных местах, закрытие ряда духовных школ, свертывание отношений с Ираном и обеспечение независимости судебной системы. Опасаясь возможности очередного военного переворота, Эрбакан принял требования Совета национальной безопасности.
В июне 1997 возглавлявшаяся Эрбаканом коалиция распалась, и ему пришлось уйти в отставку. В июле было сформировано новое правительство из представителей оппозиционной Партии отечества и двух мелких партий: Демократической левой и Демократической партии Турции, которые оттеснили от власти более крупные Партию благоденствия и Партию верного пути из прежнего блока. Премьер-министром был назначен лидер Партии отечества Месут Йылмаз, обещавший возвращение к светским духовным ценностям. В период пребывания у власти правительства М.Йылмаза было принято решение о совмещении сроков проведения парламентских и местных выборов. Датой их проведения было назначено 18 апреля 1999. 25 ноября 1998 правительство Йылмаза под давлением оппозиции было отправлено в отставку. В январе 1999 Б.Эджевит, возглавлявший входившую в правительственную коалицию Демократическую левую партию (ДЛП), сформировал новое правительство меньшинства, которое и оставалось у власти до 18 апреля. По итогам выборов наибольшее число голосов набрала партия Эджевита, который таким образом возглавил коалиционное правительство, куда, помимо лидеров ДЛП, вошли также представители Партии националистического движения (ПНД) и Партии отечества (ПО). «Правительство согласия» предприняло попытки провести необходимые реформы в социальной и экономической областях. Его основным достижением следует считать значительный прогресс, достигнутый на протяжении первой половины 2000-го в сфере финансовой стабилизации, обрести которую Турции так и не удалось со времен кризиса 1994. В мае 2000 на должность 10-го президента Турции был избран бывший председатель Конституционного суда Ахмед Неждет Сезер.
Конец 2000 обнаружил непрочность достижений правительства на пути финансово-экономической стабильности. К тому же достоянием общественности стали разногласия президента и премьер-министра по некоторым проблемам государства и общества в Турции. В итоге в феврале 2001 в Турции разразился тяжелейший валютно-финансовый кризис. В целях стабилизации экономического положения на пост государственного министра по вопросам экономики был назначен занимавший пост вице-президента Всемирного банка К.Дервиш. Под его руководством была разработана и начала осуществляться «Программа построения сильной экономики Турции». По предложению правительства Б.Эджевита было принято решение о проведении в Турции досрочных парламентских выборов 3 ноября 2002. Итоги выборов убедительно показали степень разочарованности избирателей правившей коалицией, которая не смогла предотвратить болезненного кризиса 2001. По итогам выборов в парламент прошли лишь две партии, не имевшие отношения к управлению страной в кризисный период – происламская Партия справедливости и развития (ПСР, 34,3% голосов) и Народно-республиканская партия (НРП, 19,4% голосов). Получив 363 из 550 мест в парламенте, ПСР смогла самостоятельно сформировать правительство. Генеральный председатель ПСР Т.Эрдоган не смог возглавить правительство, поскольку в 1998 он был осужден на 10 месяцев тюремного заключения за публичное чтение стихов религиозного содержания. Судимость за идеологические преступления в соответствии с действовавшим на тот момент положением конституции являлась препятствием для избрания в парламент. Поэтому сформированное ПСР правительство возглавил ближайший сподвижник Эрдогана Абдулла Гюль. Новый парламент, контролируемый ПСР, вскоре принял поправку к Конституции, снимавшую ограничение на право Эрдогана избираться в парламент. После избрания депутатом на промежуточных выборах в иле Сиирт, в марте 2003 он занял пост премьер-министра.
Настороженные ожидания в связи с приходом к власти на сей раз после сформирования однопартийного правительства происламской партии вскоре сменились робкой констатацией его успехов как в социально-политической так и в экономической сфере. Не оправдав опасений в экономическом популизме и политическом авантюризме, которые во многом основывались на предвыборной программе ПСР, правительство продолжило линию на развитие сотрудничества с МВФ и укрепление финансовой стабилизации, на обеспечение членства Турции в ЕС посредством укрепления в стране демократии, проявило гибкость в решении ряда застарелых внешнеполитических проблем, например, в отношениях с Грецией, Сирией, по кипрскому урегулированию. Видимо, ПСР, будучи новой партией, не связанной внешнеполитической традицией турецкого истэблишмента, сумела в качестве партии власти с пользой для себя отказаться от определенных устаревших стереотипов и проводить более эффективную внешнюю политику. И хотя время для окончательных оценок пока еще не наступило, на данный момент следует согласиться с оценкой, высказываемыми многими наблюдателями, суть которых сводится к тому, что по иронии судьбы, кемалисты старой формации, которые на протяжении 80 лет говорили о необходимости модернизировать и вестернизировать Турцию, по многим позициям превратились в реакционеров, тогда как исламисты перехватили лидерство в осуществлении в стране реформ прозападного толка.
В августе 2007 11-м президентом Турции был избран кандидат от правящей происламской Партии справедливости и развития (ПСР), глава МИД Турции Абдулла Гюль в ходе третьего тура, состоявшегося в парламенте. Он утвердил новый состав правительства республики во главе с премьер-министром Реджепом Эрдоганом.
22 июля 2007 в Турции прошли досрочные парламентские выборы, на которых убедительную победу одержала правящая происламская ПСР, возглавляемая премьер-министром Эрдоганом – 46,7%. В 550-местном парламенте ПСР получит 341 мандат. Всего в парламент Турции вместе с ПСР прошло еще две партии — левоцентристская Народно-республиканская партия (НРП) – 111 мандатов, ультраправая Партия националистического движения (ПНД) – 72, независимые депутаты – 26 (среди них курды).
В 2007 состоялся референдум о возможности прямых выборов президента путем всенародного голосования. В 2012 Закон о президентских выборах был одобрен парламентом.
12 июня 2011 состоялись досрочные выборы в парламент. Победу одержала правящая Партия справедливости и развития, получив более 50% голосов. Премьер-министром снова стал Реджеп Эрдоган.
Весомым внутриполитическим успехом можно считать решение т.н. «курдского вопроса». Парламент принял ряд законов и были проведены реформы, расширяющие социальные и культурные права.
В конце мая 2013 в стране начались акции протеста. Поводом послужило решение руководства страны вырубить парк Гези, который находится в районе Таксим. На этом месте планировалось построить торгово-развлекательный комплекс.
В акциях протеста приняли участие жители и других городов и провинций Турции. Эти акции переросли в многодневный общенациональный протест против проводимой политики действующего премьер-министра.Власти приняли решение разогнать митингующих, при разгоне был применен слезоточивый газ. В результате произошли массовые столкновения полиции и митингующих. Но на этом протесты не завершились, они периодически перерастают в новые столкновения с полицией, хотя власти запретили демонстрации в крупных городах Турции, как Стамбуле и Анкаре.
Причиной протестов являлось сопротивление светски ориентированных сил умеренно исламской власти.
В декабре 2013 массовые волнения возобновились в связи с разразившимся 17 декабря коррупционным скандалом. Полиция Турции инициировала проведение антикоррупционной операции «Большая взятка», в ходе которой было проведено следствие по организации государственных тендеров. Было выявлено много нарушений, махинаций, случаев взяточничества должностными лицами, которые были задержаны. 17 декабря в Интернете были опубликованы записи телефонных переговоров премьнра Эрдогана с сыном, в которых они обсуждали коррупционные схемы. Хотя Эрдоган не признал подлинности телефонных переговоров, но записи прослушки послужили толчком к новым массовым демонстрациям. Премьер-министр представил этот скандал как внешнее воздействие, таких стран, как США и Израиля с целью свергнуть его правительство. Главным противником Эрдогана в этом скандале стал его бывший союзник, Фехтуллах Гюлен, который собирал компромат задолго до скандала, но обнародовал его намного позже. Эрдоган уволил Гюлена и его ближайших соратников из полиции. Он также предпринял попытку взять под контроль судебную систему, подчинив судебные структуры министерству юстиции. Но эта инициатива не прошла в парламенте. Закручивались гайки в сфере информационной политики: парламент одобрил законопроект о контроле над Интернетом. Это вызвало новый всплеск недовольства в турецком обществе. 18 января 2014 многие его сторонники стали покидать ряды правящей партии. Президент Гюль публично критиковал политику авторитаризма. Эрдоган стал предпринимать попытки привлечь военных на свою сторону. Страна вышла на улицы. Эрдоган пресек беспорядки, разогнав протестующих. Во-время разгона демонстрантов было ранено около 8 тысяч человек, а 4 человека погибло.
В 2014 впервые прошли прямые всенародные выборы президента страны, а не парламентские. В выборах принимали участие Р.Эрдоган от Партии справедливости и развития, а оппозиционные партии (Республиканская народная партия и Партия национального действия) выдвинули единого кандидата Экмеледдина Ихсаноглу. Также был выдвинут сопредседатель курдской Партии мира и демократии Селяхаттин Демирташ. Ихсаноглу получил 38,4% голосов, Демирташ получил 9,7% голосов, а Эрдоган, набравший 51, 7% голосов, стал президентом Турции.
В августе 2014 лидером партии Справедливости и развития стал министр иностранных дел Ахмет Давутоглу. 28 августа 2014 парламент назначил его новым премьер-министром.
Парламентские выборы в Турции состоялись 7 июня 2015 года. Правящая партия ПСРпосле 12 лет правления, не получила большинства в парламенте, набрав 40,9% голосов, поэтому президент Эрдоган не смог сформировать правительство. Основные партии, которые прошли в парламент: Народно-республиканская партия (25,1%), Партия националистического движения (16,4%) и прокурдская Партия демократии народов (12,8%).
1 ноября 2015 прошли досрочные парламентские выборы, которые были назначены вследствие того, что победившей партии ПСРне удалось сформировать коалицию и кабинет министров.Большинство голосов получила пропрезидентская ПСР (49,5%) , которая сможет сформировать правительство. Но партии не удалось набрать конституционного большинства.
В парламент также прошли следующие партии: Республиканская народная партия (25,32 %), Партия демократии народов (10,76 %), Партия националистического движения (11,90 %).