ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.
С начала 80-х годов 20 века в Турции проводились стабилизационные мероприятия для преодоления финансово-экономического кризиса 1979–1980. Они были направлены, с одной стороны, на снижение дефицита в системе государственных финансов, а с другой – на рост промышленного экспорта и увеличение других видов валютных поступлений для повышения сбалансированности по текущим операциям платежного баланса. Определенная непоследовательность, которая после прихода к власти в конце 1983 гражданского правительства Т.Озала наблюдалась в осуществлении политики контроля над государственными расходами, не позволила справиться с проблемой инфляции. Тем не менее, 80-е ознаменовались беспрецедентно высокими темпами роста турецкого экспорта –20% в год. Значительную роль в успешной реализации стратегии экспорториентированного роста сыграли государственная поддержка экспортеров через развитую систему субсидий.
После парламентских выборов 1988 правительство удержавшейся у власти Партии отечества во главе с Т.Озалом пошло по пути ужесточения фискальной политики, однако сформировавшиеся за предшествующие годы устойчивые инфляционные ожидания экономики привели к тому, что усилия властей по сдерживанию роста денежного предложения ввергли страну в стагфляцию – снижения темпов роста при сохранении роста цен. Данное обстоятельство одновременно с накоплением издержек политики экспорториентированного роста вынудило правительство пойти по пути стимулирующей фискальной политики, означавшей усиление роли внутреннего рынка в обеспечении экономического роста. После почти десятилетия непрерывного снижения реальной заработной платы начался ее рост, сопровождавшийся заметным повышением доли текущих расходов в структуре бюджета. Постепенно возрастало и отношение бюджетного дефицита к ВВП. Однако перегрев экономики позволил поддерживать за счет расширения внутреннего рынка достаточно высокие темпы роста вплоть до 1994, когда разразился валютно-финансовый кризис.
Объясняя его причины, следует принять во внимание следующую систему макроэкономических связей. Рост бюджетных дефицитов привел к росту заемной деятельности государства на внутреннем и внешнем рынках. По мере роста государственной задолженности возрастала ее краткосрочная структурообразующая, что еще более удорожало обслуживание государственного долга. Наконец, из-за опасного повышения доли процентных выплат в бюджетных расходах государство объявило о снижении доходности по своим ценным бумагам. В результате «горячие деньги» – краткосрочные иностранные инвестиции спекулятивной направленности, которые играли немалую роль в финансировании бюджетных дефицитов, устремились из страны, что обусловило неизбежную девальвацию турецкой лиры. Неустойчивая политическая ситуация в Турции после кризиса 1994 затруднила последовательное проведение стабилизационных мероприятий. Фактическое начало более успешных стабилизационных программ, осуществляемых при кредитном содействии МВФ, пришлось на конец 90-х годов. Однако объем накопленного государственного долга и тяжесть его обслуживания в условиях значительного снижения эффективности новых займов обусловили сохранение несбалансированности в сфере госфинансов, а, значит, сохранение зависимости экономики от колебаний в поступлениях внешнего финансирования и обратимость стабилизации.
В первой половине 2000 Турции удалось добиться заметных успехов в борьбе с инфляцией: рост оптовых цен за период с января по апрель составил 16,2%, что составляло самый низкий уровень за аналогичный период на протяжении предшествующих 13 лет. Частично достигнутая стабилизация финансового рынка была нарушена разногласиями во властных структурах, имевшими негативные последствия для социально-экономической сферы. Общество вновь утратило доверие к проводимой стабилизационной программе, курс турецкой лиры стал падать. В результате Центральный банк объявил о переходе к плавающему валютному курсу, что было открывало путь к неконтролируемой девальвации.
В 2001 размер кредитной помощи МВФ превысил 10 млрд. долл., что сыграло важную роль в преодолении последствий последнего валютно-финансового кризиса. В 2002–2004 в рамках достигнутого с МВФ соглашения о стабилизационном кредите Турция получила 16 млрд. долл. Основными направлениями ее стабилизационной программы явились сокращение государственных расходов посредством придания госфинансам более компактной и более легко контролируемой структуры, что позволит повысить прозрачность государственных расходов, а также дальнейшее проведение налоговой реформы по расширению налоговой базы и исключению применения всевозможных налоговых льгот. Кроме того, правительство попыталось обеспечить заданные объемы профицита первичного госбюджета, то есть превышение бюджетных доходов над расходами без учета процентных выплат по госдолгу, снизить потребности государства в новых займах, ослабить его давление на финансовый рынок, снижение процентных ставок и инфляции.
Финансовая стабилизация приобрела более устойчивый характер после прихода к власти однопартийного правительства, сформированного Партией справедливости и развития. К концу 2004 отношение государственного долга к ВНП снизилось до 68% против 98% в 2001, а инфляция – до 9% против 70%. Уже в 2002 рост ВВП составил 7,9%, в 2003 – 5,9% и в 2004 – около 9%. Согласно экспертной оценке ОЭСР, в период 2005 – 2009 среднегодовые темпы роста должны составить 5,9%. С учетом значительного объема накопленного государственного долга, процентные выплаты по-прежнему составляют значительную расходную статью бюджета (2003 – 41,8% от общей суммы расходов), что делает пока неразрешимой проблему бюджетного дефицита – в 2003 он составил 11,2% ВВП. Тем не менее, по мере проведения финансовой стабилизации данный показатель снижается – в 2001 он был на уровне 16,5% ВВП. Неизменность экономического курса правительства была подтверждена его просьбой о заключении с МВФ нового соглашения о стабилизационном кредите на трехлетний период. Это означает дальнейшее проведение ряда необходимых структурных реформ. Считается, что поддержанию экономического роста будет способствовать и завершение ряда крупных инвестиционных проектов, выполнение требований, связанных с предстоящим вступлением Турции в Евросоюз по экономическому сближению и регулированию, в частности, по более полному применению рыночных принципов.
Успехи Турции на пути финансовой стабилизации позволили правительству провести деноминацию турецкой лиры: с января 2005 в хождение введены купюры, номинал которых уменьшен в 1 000 000 раз.
Запасы минерального топлива и сырья. Обеспеченность Турции энергоресурсами недостаточна: достоверные запасы каменного угля составляют 428 млн. тонн, бурого угля – 7339 млн. тонн, нефти – 42 млн. тонн, природного газа – 8,7 млрд. куб. м. Турция за счет собственной добычи обеспечивает менее 10% потребностей национальной экономики в нефти и газе. В стране имеются запасы сырья для производства атомной энергии – 9,129 тонн урана и 380 тыс. тонн тория. Обеспеченность рудными ископаемыми достаточна для обеспечения нужд национальной экономики: достоверные запасы железной руды оцениваются в 1084 млн. тонн, меди – в 140 млн. тонн. Запасы хромитов значительны в общемировом масштабе и составляют 17,3 млн. тонн. Из нерудных ископаемых выделяются запасы боратов (солей борных кислот), оценивающиеся в 1000 млн. тонн.
В течение последнего десятилетия наблюдался рост экономики (2000-2011). В 2011 ВВП составлял 8,5%. Но затем начался спад, и уже в 2012 ВВП составлял 2.2%. Внешнеторговый дефицит на 2013 составлял 97 млрд долларов, начался отток иностранных инвестиций. Это сказалось и на курсе турецкой лиры. В конце января 2014 она потеряла до 30% стоимости, это был рекордный минимум ее курса.
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.
В 2003 численность экономически активного населения (рабочей силы) в Турции составила 23,6 млн. человек, число занятых – 21,1 млн. человек, безработных – 2,5 млн., что соответствовало уровню официальной безработицы в 10,5%. С учетом лиц, занятых неполный рабочий день или рабочую неделю, сезонных рабочих и др., образующих группу частично безработных (1,1 млн. человек), общий уровень безработицы достигал 15,3%.
В начале 2000-х в Турции довольно высоким оставался уровень неграмотности взрослого населения 15–16%. Уровень охвата начальным образованием составлял 85%, средним – 50%, высшим – 21%. С 1997 в стране осуществлен переход к системе всеобщего обязательного бесплатного восьмилетнего образования. Недостаточно высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки является одним из важных факторов высокой безработицы.
В 2003 около 34% от общего числа занятых приходилось на сельское хозяйство, 18% – на промышленность и 48% – на сферу услуг.
Стимулирующая фискальная политика, проводившаяся в Турции на протяжении значительной части декады 90-х, привела к заметному росту реальной заработной платы. Тем не менее, по оценкам Всемирного банка, среднегодовая стоимость рабочей силы в расчете на одного рабочего, занятого в промышленности, составляла в Турции в 1995–1999 около 8 тыс. долл. против 14 тыс. долл. в Бразилии, 16 тыс. в Греции, 33 тыс. в Германии, 36 тыс. в Италии.
В 1995–1999 среднегодовая добавленная стоимость в расчете на одного занятого в обрабатывающей промышленности Турции составляла около 33 тыс. долл. По сравнению с началом 80-х этот показатель возрос приблизительно в 2,5 раза. Однако Турция по-прежнему заметно отставала по производительности труда в обрабатывающей промышленности от таких развитых стран, как США, где во второй половине 90-х годов в расчете на одного занятого создавалась добавленная стоимость в размере 81 тыс. долл., Германии – 80 тыс. долл., При этом она находилась на уровне, близком к Аргентине – 37 тыс. долл., Чили – 33 тыс. долл., Израилю – 36 тыс. и Греции – 30 тыс. Разрыв в уровне заработной платы по сравнению с развитыми странами кратно опережал разрыв в уровне производительности труда, что подтверждало сохранение за Турцией определенных конкурентных преимуществ с точки зрения стоимости рабочей силы.
ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ.
В 2004 ВВП Турции, исчисленный по текущему обменному курсу, составлял 295,3 млрд. долл., в расчете на душу населения – 3390 долл. Подушевой валовый внутренний продукт, исчисленный по паритету покупательной способности, составил 7400 долл. По классификации Всемирного банка Турция относится к подгруппе стран со средненизким доходом, занимая 24-ое место в мире (2001) по объему валового национального дохода.
В 2003 в отраслевой структуре производства ВВП, исчисленного в текущих ценах, лидировали сфера услуг и промышленность – 63% и 25% соответственно, доля сельского хозяйства составила 12%.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.
В структуре сельского хозяйства лидирующей отраслью является растениеводство, которое обеспечивает приблизительно две трети суммарного дохода отрасли. Площадь обрабатываемых земель превышает 28 млн. га. Основной проблемой в землевладении остается сохранение большого числа мелких хозяйств, имеющих невысокие показатели эффективности. Поэтому для Турции весьма важным является вопрос о формах и размерах государственной поддержки аграрного сектора, которые ныне по настоятельным рекомендациям МВФ переживают период реформирования.
Первостепенное значение в структуре растениеводства имеет выращивание зерновых, под которые отведено около 80% посевных площадей. Основные зерновые культуры, возделываемые в Турции – пшеница и ячмень, их урожайность остается сравнительной невысокой – 19–21ц/га и 15–17 ц/га соответственно. Значительное место в структуре турецкого земледелия принадлежит выращиванию технических культур (хлопок, сахарная свекла, подсолнечник, табак, чай). Важными экспортными отраслями является плодоводство, овощеводство и цветоводство.
Животноводство характеризуется более низкими, чем в странах Западной Европы, показателями эффективности, однако при этом продукция имеет более высокие экологические характеристики. Основная часть стада – мелкий рогатый скот (овцы, козы), за ним по численности следует крупный рогатый скот.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.
На протяжении последних десяти лет изменение соотношения основных отраслей промышленности по стоимости продукции были не слишком значительными: неизменно лидировала обрабатывающая промышленность с удельным весом свыше 80%, удельный вес добывающей промышленности составлял порядка 5%, остальная часть приходилась на энергетику, газо-и-водоснабжение.
ЭНЕРГЕТИКА.
В 2003 выработка электроэнергии в Турции составила 141,7 млрд. кВт/ час. После падения производства в кризисном 2001 на 1,8% турецкая электроэнергетика продемонстрировала значительные темпы роста производства – 5,4% в 2002 и 8,5% в 2003. По данным на 2003 29% электроэнергии производилось на тепловых электростанциях, использующих каменный и бурый угли, 8% – на тепловых электростанциях, использующих нефтепродукты, 45% – на тепловых электростанциях работающих на природном газе, 28 % – на гидроэлектростанциях. Незначительная доля электроэнергии вырабатывалась на электростанциях, использующих энергию солнца, ветра и биологические виды топлива. Атомной энергетики в Турции на сегодняшней день не существует.
По сравнению с положением на начало 90-х несколько снизился удельный вес электроэнергии, производящейся на гидроэлектростанциях и ТЭС, работающих на каменном и буром угле. В 90-е происходило стремительное возрастание роли электростанций, которые использующих природный газ. Его основным поставщиком является РФ. Только с 1997 по 2003 удельный вес электроэнергии, вырабатываемой на электростанциях такого типа, увеличился более, чем в 2 раза – с 21% до 45. В то же время для экономики Турции все еще характерны значительные потери электроэнергии при транспортировке – в сумме около 20%.
Хотя в отраслевой структуре турецкой обрабатывающей промышленности лидерами по объему созданной добавленной стоимости оставались пищевкусовая (13%), текстильная (12%) промышленность, нефтепереработка (12%) и химическая промышленность (11%), значительного удельного веса достигли транспортное машиностроение (7%), черная металлургия (5%), электрическое машиностроение (5%), швейная промышленность (4,5%). Одной из важных проблем отраслевой структуры является сравнительно невысокий удельный вес отраслей, базирующихся на высоких технологиях при одновременном преобладании трудоемких и ресурсоемких отраслей. Важным структурным сдвигом в турецкой обрабатывающей промышленности является неуклонное сокращение доли государственного сектора и укрепление позиций частного, в том числе, в результате процесса приватизации. Так, в 2003 на долю государства пришлось менее 4% от общего объема инвестиций в обрабатывающую промышленность.
ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ.
Суммарная стоимость транспортных услуг и услуг связи в 2003 составила свыше 15% стоимости ВВП. Лидирует по объему пассажирских и грузоперевозок автотранспорт (свыше 90% как по первому, так и второму показателям). Общая протяженность автодорог Турции, подведомственных Генеральному управлению автодорог, – 67 372 км, железных дорог, относимых к категории основных – 8607 км. По территории Турции проходит 1738 км нефтепроводов, осуществляющих транспортировку сырой нефти, 2321 км трубопроводов, перекачивающих нефтепродукты, 3177 км газопроводов. В 2005 был введен в строй нефтетрубопровод Баку – Джейхан (побережье Средиземного моря). Крупнейшими портами на территории Турции являются Стамбул, Измир, Мерсин (Ичель), Искендерун, Измит (Коджаэли), Самсун, Трабзон, Хопа. В 2004 на территории Турции функционировало 120 аэропортов.
В 2004 в Турции насчитывалось 19,5 млн. телефонных линий, использовалось свыше 27 млн. мобильных телефонов. Число пользователей Интернет в 2004 составило 8,0 млн. чел.
Услуги оптово-розничной торговли обеспечили в 2003 около 20% стоимости ВВП. В системе оптовой торговли важнейшее место принадлежит товарным биржам. Наибольший объем сделок в 2003 был осуществлен на Стамбульской, Измирской и Конийской биржах. Всего в системе оптовой и розничной торговли Турции по состоянию на 1997 функционировало свыше 700 тыс. предприятий, на которых было занято свыше 1,8 млн. человек.
В 2004 страну посетило около 17 млн. туристов, доход от туризма превысил 15 млрд. долл.
БАНКИ.
Осуществление с конца 90-х годов финансовой стабилизации ознаменовалось укреплением статуса Центрального банка Турецкой республики (ЦБТР). Предполагалось, что с повышением роли кредитно-денежной политики контроль ЦБТР над уровнем инфляции потребует расширения его самостоятельности, равно как и ее законодательного оформления. В апреле 2001 в Турции планировалось принять новый закон о ЦБТР, направленный на повышение его независимости. Валютно-финансовый кризис начала 2001 актуализировал применение банком сдерживающей кредитно-денежной политики и ускорил принятие нового закона о Центральном банке, который вошел в силу 4 мая 2001. В соответствии с ним взаимоотношения ЦБТР и исполнительной власти ограничиваются лишь обязательством первого предоставлять Совету министров дважды в год – в апреле и октябре – отчет о проводившейся и планируемой кредитно-денежной политике. Кроме того, дважды в год ЦБТР должен информировать о своей деятельности плановую и бюджетную комиссии парламента. ЦБТР также должен оповещать общественность о целях своей кредитно-денежной политики и средствах их достижения. Новая редакция закона не предусматривает предоставление ЦБТР кредитов казначейству или другим государственным структурам и организациям. В связи с отмеченными изменениями в деятельности ЦБТР прирост денежного предложения (М2) сократился в 2001 до 43% и до 32% в 2003, тогда как в конце 90-х он составлял не менее 100% в год.
Система коммерческих банков Турции насчитывает 50 банковских учреждений – как государственных, так и частных. Последняя группа включает и иностранные банки. Банковская система Турции находится в сложном положении. Оно стало результатом, во-первых, ослабления на протяжении 90-х годов структуры банковских активов и сужения клиентской базы в условиях переключения преимущественно на операции с государственными ценными бумагами, во-вторых, трудностей в перестройке банков в условиях начавшейся в 2000 финансовой стабилизации и снижения банковского процента, в-третьих, последнего валютно-финансового кризиса 2001. Особый род трудностей переживают государственные банки, имеющие значительные специфические убытки, которые связаны с финансированием социально-экономической политики государства. В результате государству приходится предотвращать участившиеся случаи банкротств в банковской сфере, передавая соответствующие банки Фонду страхования депозитов. Фонд, в свою очередь, принимает решения об укрупнении и укреплении банков посредством слияния. Аналогичные меры используются и в отношении государственных банков. Кроме того, рассматриваются и возможности приватизации некоторых государственных банков. Итогом оздоровления банковской системы страны явилось заметное сокращение числа банков – в 1999 их насчитывалось 81. Суммарные активы турецких банков в 2002 составляли 132 млрд. долл. или 72,5% ВВП.
ЭКСПОРТ ТУРЦИИ
в 2004 составил 63,1 млрд. долл. Основными экспортными статьями являются текстильные и швейные изделия, продукция черной металлургии и пищевкусовой промышленности, автотранспортные средства. Главными торговыми партнерами Турции по экспорту в 2004 являлись Германия, США, Италия, Великобритания, Франция.
ИМПОРТ ТУРЦИИ
в 2004 составил 97,5 млрд. долл. Значительная его часть приходится на сырье, в том числе, топливное, инвестиционные товары и промежуточные изделия. В 2004 главными торговыми партнерами Турции по импорту в связи с высокими ценами на энергосырье стали его поставщики – Саудовская Аравия, Российская Федерация, а также Италия, Китай, Франция, США.
Внешняя торговля страны является хронически дефицитной.